Одной из форм продовольственной помощи АРА на Ставрополье являлось распределение посылок (подробнее данная система изложена выше).

Деятельность АРА, названная Ф. Нансеном «благородным поступком двадцатого столетия», на территории Советской России глазами самих участников АРА нашла наиболее внимательное рассмотрение в монографии Бертрана Патенода, специалиста по советской истории, научного сотрудника Гуверовского Института войны, революции и мира при Стэнфордском университете[66]. Патенод рассматривал взаимоотношения АРА как с властями, так и со всеми представителями российского общества и регионов сквозь призму «культурного шока». Американцы испытали настоящее потрясение от того, что они увидели в стране – масштабы голода, отсталость страны, поведение населения, подозрительность, невежество и др. Многие из них имели богатый опыт оказания помощи в странах Европы, но то, что они увидели и испытали, превзошло их самые худшие ожидания и представления. В книге хорошо показывается многое из того, что удивляло американцев в России. Например, им было непонятно, почему «болоши» (так называли они большевиков) не относились к ним с большей терпимостью – вернувшись, домой, аровцы, потенциальные послы доброй воли, могли изменить имидж большевиков в глазах американцев, что, в свою очередь, могло бы способствовать их скорому признанию западными державами.

С другой стороны, сами россияне тоже испытывали шок от общения с американцами, пришедшими на помощь из неведомого многим мира. Их поразил оптимизм американцев, эффективность поставленной на деловую основу «машины помощи». Автор показывает, как воспринимали россияне американцев. Удивляли и поражали, например, «нечувствительность» спасателей к тем, кого спасали, словно это были роботы, лишенные эмоций, хотя действовавшие весьма продуктивно и оперативно. Но главным шоком, разумеется, была сама помощь в тот момент, когда, казалось, уже не было выхода. Появление АРА воспринималось как «чудо», ниспосланное Всевышним в трудный час. Удивление еще более выросло от энергии, умения и странного поведения пришельцев – их одежда, юмор, лица, речь, машины, дружелюбие, отдых и многое другое. В русской речи появились неологизмы типа «американиться» (запастись, «затариться» продуктами), «аровцы», «аровский» и др. Изумление вызывали такие предметы, как сгущенное молоко, о котором жители провинции не имели ни малейшего представления. Привезенная кукуруза также доставила некоторые хлопоты – не знали, как ее готовить. Белоснежный хлеб также был в диковинку. Еще больший шок от АРА испытали на себе дети, впервые попробовавшие диковинные продукты (какао и др.). Люди воспринимали своих спасателей как «богов».

Патенод стремился объяснить действия большевиков не только влиянием идеологических факторов, но и политических, и культурных. Обеим сторонам пришлось впервые вступить в контакт друг с другом. Само присутствие представителей мировой капиталистической державы в сердце советского эксперимента еще более усиливало подозрения властей, и без того обостренные годами борьбы за выживание в условиях изоляции и всеобщей враждебности внешнего мира. Центральные власти не удосужились разъяснить смысл Рижского Договора с АРА местным властям, которые с превеликим трудом понимали текст соглашения.

Самим американцам предстояло действовать в совершенно отличной от Европы обстановке. Например, в других странах АРА сохраняла за собой полный контроль над своей деятельностью; в России же приходилось действовать под «зонтиком» большевиков в условиях, немыслимых прежде, - масштабы голода, территория, разрушенная инфраструктура, социальный эксперимент и др. Автор отмечает, что и для американской стороны были характерны черты недоверия к властям, незнание реальной обстановки, непонимание происходящего. Одним из источников конфликта с реальностью был перенос опыта гуманитарной деятельности из Европы в Россию. Требовалось время, чтобы адаптироваться к новой, во многом отличающейся от Европы, среде. Например, в Европе АРА использовала поддержку комитетов независимо избранных «лучших» граждан; в коммунистической России оные просто уже не существовали, приходилось приспосабливаться к сотрудничеству с «комиссарами». Удивляло, насколько мало здесь стоит человеческая жизнь, поражали терпеливость, фатализм, пассивность людей. Американские спасатели не хотели принимать российский вариант «спасения через страдание». Им был чужд пессимизм и покорность судьбе.

О причинах оказания АРА помощи, голодающим в России говорилось в информационном бюллетене НКИД РСФСР № 2 от 17 октября 1921г.: «Падет ли советская власть или останется, рано или поздно Америке достанется львиная доля помощи России, и она, считая себя вне конкуренции, одинаково равнодушно относится к военным замыслам Франции в отношении России и к авансам, даваемым России Англией . Поддерживает же американское [правительство] начинания Гувера, главным образом, с целью популяризации Америки в России, считая в то же время крупную буржуазную помощь голодающим своего рода агитацией против советского строя. Попутно оно надеется через гуверистов собрать и пополнить необходимую ему информацию о России. Нет никаких оснований подозревать ни со стороны американского [правительства], ни со стороны Гувера стремлений использовать организацию Гувера и пребывание ее агентов в России в прямых контрреволюционных целях . Поручив гуверовской организации добиваться от Советского [правительства] исполнения чисто политических требований в виде освобождения и выпуска из России американских граждан, американское [правительство], вероятно, в дальнейшем попытается использовать гуверовскую организацию в качестве своего полуофициального Представительства, защищающего вообще интересы американцев в России»[67].

Страницы: 1 2 3