Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 годах на месте древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов под общим руководством К.А. Тона.

Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название Большой Кремлевский дворец, помимо нового здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений ХV-ХVII веков, входивших ранее в состав древней великокняжеской, а впоследствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви.

К.А. Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, да и в решении фасадов развил архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца - это "вариация" подклета дворца Ивана III; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает старинные висячие сады; резное фигурное обрамление оконных проемов второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная часть с кокошниками также перекликаются с архитектурой Теремного дворца.

Тем не менее творчество К.А. Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками.

Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так его пять парадных залов - Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский - названы в честь орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике

Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около 700 помещений, включает главный вестибюль с лестницей, пять парадных орденских залов, приемные парадные помещения императрицы, жилые покои императорской семьи, так называемую Собственную половину и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров выполнена в разных стилях и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.

Идея создания дворца на то время существовала уже довольно длительный период. Один из первых проектов строительства был разработан архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым ещё во второй половине XVIII века по приказу Екатерины II. Согласно тому проекту дворец должен был занять место на южном склоне Кремлёвского холма у Москвы-реки, на месте крепостных стен, которые планировалось разобрать. Но тогда эти планы так и не были реализованы.

Страницы: 1 2

Нападение фашистской Германии на СССР. Трудности и неудачи первого периода Великой Отечественной Войны
В новейшей отечественной и зарубежной литературе активно дискутируется вопрос о так называемой "превентивной войне" - упреждающему нападению Гитлера на Советский Союз с целью защиты традиционных геополитических интересов Германии и борьбы против угрозы со стороны сталинского режима. Данная точка зрения не нова. Она высказывала ...

Завершающий этап деятельности АРА и других зарубежных организаций.
На 9 февраля 1922г. вклад АРА и американских организаций и частных лиц под ее контролем составил сумму 42 млн. долл., Советской России – около 12 млн. 200 тыс. долл., организация Ф. Нансена вместе с другими, кто находился под ее «крылом», – около 4 млн. долл.[70] Всего за два года АРА было израсходовано около 78 млн. долларов, из которы ...

Крестьянское движение на Смоленщине после отмены крепостного прав. Ответ смоленских крестьян на реформу
После того, как смоленским крестьянам прочитали царский манифест и познакомили с «Положением 19 февраля 1861 года», они пришли в недоумение. Не такой воли они ждали. Крестьяне не поверили, что такое положение подписал их царь. Они думали, что Александр II хочет блага народу, а помещики и чиновники скрыли настоящий манифест. Крестьянские ...