Кошицкая программа была результатом компромисса основных политических сил, боровшихся за лидерство в послевоенной Чехословакии. Умеренная программа социально-экономических преобразований также была более понятна широким слоям общества, участвовавшим в национально-освободительной борьбе. Бенеш и его сторонники предполагали восстановить Чехословакию на несколько модернизированных довоенных основах, расширив правящую элиту за счет коммунистов. КПЧ же ориентировалась на обеспечение для себя ведущих позиций в государстве и обществе, что являлось необходимым условием движения страны к социализму.

Экономическая часть документа предусматривала национализацию предприятий и конфискацию земель коллаборационистов, немцев и венгров. Позиции национальной буржуазии, не запятнавшей себя сотрудничеством с оккупантами, оставались практически нетронутыми. Программа определяла политику по отношению к немецкому и венгерскому населению. За исключением антифашистов оно подвергалось депортации и лишалось гражданства.

В Кошицкой программе были сформулированы основные принципы народно-демократического государства. Национальный фронт чехов и словаков определялся как форма взаимодействия всех общественных классов и групп, представленных политическими партиями и массовыми национальными организациями. На мартовских 1945 г. переговорах двух центров эмиграции в чешских землях были воссозданы 4 политические партии (КПЧ, социал-демократы, национальные социалисты и Народная партия). В Словакии первоначально действовали лишь две партии (Коммунистическая партия Словакии и Демократическая), к которым в 1946 г. прибавились еще две - Партия труда и Партия свободы. Все они разделяли платформу национально- демократических преобразований.

Между тем вопрос о путях дальнейшего развития страны оставался в Кошицкой программе открытым. Политические силы, участвовавшие в ее выработке, были едины только тогда, когда речь шла о национальном аспекте социально-экономических преобразований (борьба с коллаборационистами, выселение немцев и венгров и т.д.). В остальном каждая партия связывала с Национальным фронтом собственные расчеты. Коммунисты и левые социал-демократы рассматривали его создание как исходный пункт на пути движения общества к социализму. Другие партии, составлявшие либерально-демократический лагерь, не были сторонниками такой перспективы.

Смыслом первых трех лет существования послевоенной Чехословакии была борьба за выбор пути дальнейшего развития, разворачивавшаяся в условиях неустойчивого равновесия политических сил. Многое зависело от того, кому удастся завоевать большинство народа на свою сторону. Сильным дополнительным козырем коммунистов была их активная поддержка Советским Союзом, много сделавшим для восстановления Чехословакии в довоенных границах, кроме Подкарпатской Руси, население которой высказалось в 1945 г. за воссоединение с Украиной.

Специфика политической борьбы в Чехословакии в этот период заключалась в том, что использовались главным образом парламентские методы борьбы и лишь в Словакии имели место методы вооруженного террора, в том числе и со стороны украинских националистов.

Наиболее упорное противостояние развернулось по вопросу о национализации промышленности. Партии либерально-демократического толка стремились не допустить выхода национализации за рамки Кошицкой программы и растянуть ее во времени. Коммунисты же не только наставивали на ее безотлагательном проведении в жизнь, но и требовали углубления ее антимонополистического содержания. После майского декрета 1945 г. о конфискации имущества оккупантов и коллаборационистов под напором рабочего движения в октябре того же года последовал декрет о национализации банков, страховых компаний и более 25 отраслей промышленного производства. Сюда были отнесены предприятия с числом занятых более 500 человек. Эти декреты уже выходили за рамки Кошицкой программы. Решающие позиции в экономике стали принадлежать госсектору, который охватил в итоге около 61% всей промышленности с числом занятых около 80%. На этом этапе национализации в руки государства переходила собственность монополий и крупной буржуазии. Предприятия средней буржуазии оставались пока не тронутыми. Декреты подрывали позиции финансовой олигархии и монополий, создавали основу для последующего этапа национализации.

Страницы: 1 2 3 4

Государство и церковь
После того как христианство в 313 г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ­стве Церковь получала в дар от императоров ...

Вечный мир
Значение Вечного мира нельзя понять не разобравшись в том, что ему предшествовало, какие цели преследовала Речь Посполитая заключая его, при каких обстоятельствах мир заключался. Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине 17в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполи ...

Заключение.
Таким образом, существуют важные тенденции общественного и государственно-правового развития значительной части основных стран Древнего Востока. Это прежде всего длительное сохранение сельской общины, базирующейся на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной мере политически. Совместным трудом крестья ...