Установление колхозного строя означало качественно новый рубеж не только в жизни отечественной деревни, но и страна в целом. Все однородные по характеру формы собственности – государственной и колхозно-кооперативная – стали всеохватывающими в обществе. Не менее существенно изменился и его социально-политический облик. Завершилась полоса промежуточного, переходного состояния. Советское общество стало биполярным: на одном полюсе формировалось новое социально-классовое образование в лице партийно-государственной бюрократии, от лица общества распоряжающейся государственной и колхозно-кооперативной собственностью, а на другом – одинаково лишенные основных средств производства наемные рабочие города и деревни.

В последнее время в отечественной литературе преобладающими стали негативные оценки коллективизации. В истории отечественной деревни это едва ли не самая трагическая страница. Но коллективизация обеспечила форсированную перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, высвобождения для индустриализации страны 15 – 20 млн. чел; она позволила во второй половине 30-х гг. постепенно стабилизировать положение в аграрном секторе отечественной экономики, повысить производительность труда.

Если в канун «революции сверху» в стране производилось ежегодно 72 – 73 млн. т. зерна, более 5 млн. т. мяса, свыше 30 млн. т. молока, то в конце 30-х – начале 40-х годов сельское хозяйство давало 75 – 80 млн. т. зерна, 4 – 5 млн. т. мяса и 70 млн. т. молока. Но если к концу НЭПа эту продукцию производили 50 – 55 млн. крестьян – единоличников, то в предвоенные годы – 30-35 млн. колхозников и рабочих совхозов, т.е. на треть работников меньше.

«Сопоставляя высокую цену, заплаченную народами СССР за совершенный в предверии второй мировой войны индустриальный рывок, с ценой, которой им, в противном случае, пришлось бы расплачиваться за военно-техническую и экономическую отсталость страны, - справедливо считает современный исследователь истории создания военно-промышленного комплекса ССР Н. Симонов, - данные жертвы и лишения не приходится считать ни напрасными, ни чрезмерными».[5]

В этой высокой цене была доля пришедшаяся на коллективизированную отечественную деревню.

Приложение

Хозяйственный год

Продукция сельского хозяйства в % к 1913 г.

Темпы роста этой продукции в % к предыдущему году

1921/22

1922/23

1923/24

1924/25

1924/26

1926/27

46,8

63,9

68,4

79,5

94,5

98,7

-

136,6

106,9

116,2

119,2

104,1

(на 1 июня т.г.)

Годы

Общее количество крестьянских хозяйств

В том числе коллективизировано

 

Млн.

Млн.

%

1933

1934

1935

1936

1937

23,2

22,0

20,8

20,3

19,9

15,2

15,7

17,3

18,4

18,5

65,0

71,4

83,2

90,5

93,9

Районы

Коллективизировано крестьянских хозяйств, %

1 октября 1929 г.

20 января 1930 г.

1 февраля 1930 г.

1 марта 1930 г.

1 июня 1930 г.

Северный Кавказ

19,0

46,6

60,7

76,8

58,1

Центрально-Черноземная область

5,9

40,0

50,0

81,8

15,8

Нижняя Волга

18,3

56,0*

58,7

67,8

37,5

Московская область

3,3

14.1

36,5

73,0

7,2

Нижегородский край

3,7

7,1

18,9

48,7

10,1

Западная область

1,8

6,3

11,8

38,8

6,7

Татария

4,0

3,6

42,2

77,3

8,8

Урал

10,0

35,4

47,4

68,8

27,3

Сибирь

6,7

14,0

19,0

46,8

19,8

РСФСР

7,4

23,5

34,7

57,6

20,3

СССР

7,6

21,6

32,5

56,0

23,6

Страницы: 1 2

Место архивного вопроса на съездах
Занятия археологических съездов, кроме пленарных заседаний, происходили по отделениям. Так, на Первом съезде вопросы, касающиеся памятников языка и письменности, были отнесены к компетенции 3-го отделения - «Русские древности». Со Второго съезда действовало уже специальное отделение - «Памятники языка и письменности», на котором рассмат ...

Выставка, посвященная М.Горькому.
Особо тесно была связана Ленинская библиотека с литературой, с писателями. В Библиотеке в 1920-1930-е гг. создается Центральный литературный музей, в 1925 г. в ее состав входят Музей А.П. Чехова в Москве, Музей Ф.М. Достоевского, Музей Ф.И. Тютчева "Мураново", Музей М. Горького, Кабинет Л.Н. Толстого, создается Музей книги. Зд ...

Джордж Вашингтон в юности.
Джордж Вашингтон родился 22 февраля 1732 года в семье фермера, уже четвертое поколение которой проживало в округе Вестморлэнд, штат Виргиния. Он самостоятельно изучал географию, военную историю и земледелие. Также юный Джордж изучал математику и топографию. Его восхождение к колониальной элите никоим образом не было предопределено, так ...