Занятия археологических съездов, кроме пленарных заседаний, происходили по отделениям. Так, на Первом съезде вопросы, касающиеся памятников языка и письменности, были отнесены к компетенции 3-го отделения - «Русские древности». Со Второго съезда действовало уже специальное отделение - «Памятники языка и письменности», на котором рассматривались как вопросы источниковедческого, филологического и палеографического разбора отдельных памятников, так и архивные сюжеты. Впоследствии, на Восьмом съезде создается новое отделение- «Памятники археографические», а на Двенадцатом съезде это отделение получило название «Археография и архивоведение»[7].

Н.В. Бржостовская отмечает, что занятия съездов, касающиеся архивов, можно разделить на две группы: сообщения об отдельных архивах или комплексах документальных материалов и обсуждение общих проблем организации архивного дела[8].

Во время организации съезда предварительный комитет иногда поручал одному из местных историков осмотр местных архивов или одного из них. В результате на съезде появлялся доклад или сообщение, иногда часть этих материалов публиковалась в Трудах предварительного комитета.

Некоторые из этих сообщений были весьма подробны и обстоятельны. Так, в трудах Третьего археологического съезда в Киеве напечатан «Обзор славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских», подготовленный Е.И. Калужницким. На Четвертом съезде в Казани был заслушан реферат И.Я.Порфирьева о содержании библиотеки Соловецкого монастыря, помещенной на хранение в Казанской духовной академии. Помимо этого, И.Ф. Токмаков представил съезду обзор материалов, относящихся к казанской губернии и хранящихся в МГАМИД и его библиотеке[9]. И в дальнейшем на съездах регулярно выступали с докладами о состоянии местных архивов. И хотя во многих случаях они, по замечанию Н.В. Бржостовской, не отличались глубиной или касались второстепенных архивов, но в совокупности они представляли общую картину состава и состояния разных категорий архивов. Эта обстановка постепенно расширяющейся информации об архивах и растущего интереса к ним со стороны историков и стала тем фоном, на котором происходило обсуждение проблем организации архивного дела и проектов его реформирования.

Театральное искусство. Музыка
В Древней Руси театральное искусство наибольше воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности1. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпил ...

Культурная миссия Русского зарубежья
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру ...

Формирование территории государства
Усилия первых киевских князей были направлены прежде всего на формирование территории государства и объединение восточного славянства под своей властью. Начало этому процессу положил Олег, трудами которого к Х в. в Древнерусском государстве уже были объединены поляне, северяне, древляне, радимичи, словене, кривичи, вятичи, тиверцы, дул ...