Важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву и основания Московского публичного и Румянцевского музеев была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт для "читающей публики" 14 (2) января 1863 г. "Московские ведомости" 30 декабря 1862 г. помещают объявление об открытии читального зала и "Правила для посетителей залы для чтения Библиотеки Московского публичного музея", где было записано: "1. Зала для чтения Библиотеки Московского публичного музея открыта посетителям только для занятий. 2. Читальная зала открыта круглый год, кроме воскресных и табельных дней, от 10 часов утра до 3-4-х по полудни, смотря по времени года. 3. Занятия допускаются вообще только в читальной зале. Для работ, требующих отдельного помещения, испрашивается особое разрешение директора…". В "Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев", утвержденных Министерством народного просвещения 27 сентября 1869 г. сделаны существенные дополнения: "4. Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного…9. Если прислуга обратилась не почтительно с кем-либо из посетителей, в таком случае покорнейше просят тотчас заявлять об этом г. Смотрителю". В зале насчитывалось 20 читательских мест.

Потребность москвичей в расширении возможностей читального зала росла постоянно. В 1870-е гг. в левом флигеле Пашкова дома был открыт новый красивый двухсветный читальный зал на 120 мест. В конце XIX в. вместо газового в нем было установлено электрическое освещение. Читальный зал Румянцевского музея посетило в 1902 г. 69 899 человек, в 1903 - 85 447, в 1904 - 100 396, в 1905 - 75 619, в 1906 - 96 512 читателей. Основную массу читателей составляли учащиеся, потом чиновники, преподаватели средних и низших учебных заведений, врачи, инженеры и техники, бухгалтеры и др. Среди читателей первой публичной библиотеки Москвы были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский. В начале XX в. Зал был расширен до 180 мест. Но количество посещений в день значительно превышало возможности зала: 1902 - 461 посещений, 1903 - 530, 1904 - 654, 1905 - 496, 1906 - 617. Мест в зале не хватало.

В декабре 1909 г. группа сотрудников Музеев во главе с директором И.В. Цветаевым обращается через печать с Воззванием к российскому обществу о сборе средств на постройку нового Читального зала: "Пусть общество вспомнит о национальной гордости нашей, о драгоценнейшем достоянии - Библиотеке Румянцевского музея, собранной столетними усилиями из частных пожертвований… Музей и его Библиотека целиком выросли на частную инициативу. Неужели русское общество и теперь не протянет руку помощи Музею, не вспомнит о наболевшей нужде своих детей, ищущих книгу в его Читальном зале? С верой в то, что на призыв Музея откликнутся нам не зримые сейчас люди, мы обращаемся к русскому обществу". Воззвание не осталось безответным. Но собранных средств было не достаточно. Только в 1915 г. в центральной части Пашкова дома была проведена соответствующая реконструкция и открыт новый Читальный зал на 300 мест. Зал был очень красив. О нем писали все московские газеты и журналы, зал фотографировали, писали с него картины. Много десятилетий этот зал был Главным читальным залом и Ленинской библиотеки.

Ежегодно Отчеты о работе Музеев публиковали социальный состав читателей Библиотеки Музеев… Год от года незначительно менялся лишь количественный показатель посещаемости отдельными категориями. В 1906 г. появляется новая категория читателей в Румянцевском музее - рабочие. Значительное место среди читателей Библиотеки занимали женщины, и численность женщин-читательниц с годами возрастала. Так, в 1903 г. число женщин, посещавших Читальный зал, по отношению к читателям-мужчинам составило 25,4%, а в 1904 - 28,9 %. Всего в 1904 г. Библиотеку посетила 2601 женщина, в числе которых: учащиеся, учительницы средних и низших учебных заведений, занимающиеся литературным трудом, художницы, женщины-врачи, зубные врачи, фельдшеры, акушерки, массажистки, служащие в городских и земских учреждениях, состоящие на частной службе, прочие посетительницы.

Москва второй половины XIX - начала XX в. - крупнейший промышленный и культурный центр России. В то время здесь жили и творили выдающиеся ученые: К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, В.О. Ключевский; писатели: Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Островский, В.Г. Короленко, А.П. Чехов; художники: В.Г. Перов, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. и А.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов; композиторы: П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин; артисты: М.П. и П.М. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Хохлов и др. Многие из них были читателями Библиотеки Румянцевского музея. Сорок лет читателем этой Библиотеки был Л.Н. Толстой. В его жизни большую роль играли фонды Музеев, сам Читальный зал, люди, которые в то время служили в Московском публичном и Румянцевском музеях: Е.Ф. Корш, Н.Ф. Федоров, директора Музеев В.А.Дашков, М.А. Веневитинов. Толстой записывал в своем Дневнике: "сегодня пойду к Николаю Федоровичу", и это означало, что пойдет он в Румянцевский музей.

Страницы: 1 2

Варварство против цивилизации
Первое знакомство с германцами произошло еще в I в. до н. э. Тогда некоторые германские племена пере­шли через Рейн и пытались осесть в римской провин­ции Галлии. Но их натиск был отбит, и самый реши­тельный удар нанес знаменитый полководец Юлий Цезарь, отбросивший германцев за Рейн. К концу I в. н. э. по этой реке и пролегла граница, о ...

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...

Самосожжения
Церковный раскол породил смятения в умах. Многие сторонники старых обрядов видели в никоновские преобразования преддверие конца света. Эсхатологические настроения, то есть ожидание кончины мира получили широкое распространение. Верующие ждали пришествие Антихриста, а некоторые шептались, что он уже явился меж людей и творит злодейства. ...