Другой особенностью индустриального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. В 1928-1940 годах железнодорожная сеть республики увеличилась почти на 50% и достигла 6581 км. Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска, завершенное к 1931 г. В 1927 г. была построена дорога Петропавловск - Кокчетав, продолженная в 1931 г. до Акмолы. В 1939 г. для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола - Караганда, Илецк-Уральск, Рубцовск - Риддер, а в 1940 г. - Караганда-Джезказган.

Высокие темпы индустриального развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины и других более развитых республик. Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республики входил в 1920-36 г.г., в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Киева, Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях.

Индустриальное развитие Казахстана в 1920-40 гг. вызывало крупные социально-экономические последствия. К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения.

Туркестано-Сибирская магистраль, строительство которой начал в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению советским союзом хлопковой зависимости.

Благодаря этим и другим мерам Турксиб превратился в крупную кузницу национальных кадров Казахстана, в особенности строителей и железнодорожников. В 1927 — 1930 гг. на строительстве магистрали работало от 20 до 30 тыс. человек, среди которых количество казахов неуклонно росло. В республике насчитывалось более 18 тыс. казахов-железнодорожников, из которых 9,8 тыс., т. е. 54,1%, работали на Турксибе. из их рядов вышли крупные руководители и знатные железнодорожники — Д.Ж. Омаров, М.Т. Казыбеюв, М. Каптагаев, Б. Аспаев, О. Байтулаюв и др.

Одним из проявлений индустриализации стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силы. Крупных предприятий.

Например, в 1931 г. создается карагандинский лагерь (КарЛаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей.

В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.

В целом результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. в итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не был выполнены. но, не смотря на это, наблюдался значительный рост промышленности производства и увеличение удельного веса промышленной продукции экономики Казахстана.

Страницы: 1 2 3 

Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина в 1945-1992 г.
Страна залечивала раны, нанесенные войной, восстанавливала разрушенное войной хозяйство, строилась. Наука, образование возвращались в условия жизни без войны. Библиотека продолжала выполнять важнейшую функцию информационного обеспечения всех направлений мирного развития страны. В читальных залах, по межбиблиотечному абонементу, через сп ...

Экономические последствия распада СССР.
Каковы же причины «смерти» СССР? Он умер сам или его умертвили? Человечество не скоро получит исчерпывающий, способный удовлетворить всех ответ на эти вопросы. Социальные катаклизмы такого масштаба не имеют однозначных объяснений. Историкам, политологам и социологам предстоит трудная аналитическая работа. Несомненно лишь то, что здесь м ...

Фонды и каталоги
Коллекции РГБ — национальное достояние Росси. В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов с VI в. по настоящее время на 247 языках мира, объем которого сегодня превышает 43 млн. единиц хранения. Из них: v книг и брошюр - 15,9 млн. экз. v журнал ...