Какие же науки изучали в этой высокой школе? Летопись называет рядом с богословием философию, риторику, грамматику, историю, греческий язык, высказывание античных авторов, географию и естественные науки. Из ее стен вышло много деятелей украинской культуры.

После смерти Ярослава Мудрого школы создавали при дворах епископов для подготовки духовенства. В них учили чтению, писанию, церковному пению, основам веры и морали, нужных для священников. В приходах, при церквях, существовали школы начального образования для детей простых людей.

Процессы распространения образования на Руси имели свои особенности. Главнейшей из них было то, что к образованию приобщались, овладевали ее дети не только мужского пола. Школьное образование распространялось, хотя и не в таких масштабах, среди детей женского пола. Относительно этого есть интересное свидетельство известного историка XVIII ст.В. Татищева, который приводит такой пример из летописи, датированной 1085 годом: внука Ярослава Мудрого Янка (Анна) Всеволодовна в этом же году открыла в Киеве специальную школу для 300 девочек, в которой кроме грамоты учили еще и разному рукоделию. Чрезвычайно высокообразованными были черниговская княгиня Параскева, Параскева Полоцкая и прочие женщины в княжеских семьях. Причем они изучали и хорошо знали не только "афинейские премудрости", а и "философию, риторику и всю грамматику". Учили их здесь пению, благородному поведению, шитью, вышивке, портняжничеству.

Много полезного в дело развития образования внес Киево-Печерский монастырь. Уже в XI ст. здесь возникает центр подготовки высшего духовенства, художников, врачей, калиграфистов, переводчиков. Только до татаро-монгольского нашествия из стен монастыря вышло свыше 80 епископов. Здесь появился и приобрел свое развития феномен летописания. В этом монастыре работали известные летописцы Нестор, Никон, Сильвестр; в XII ст. был составлен "Киево-Печерский патерик" - выдающееся произведение, исторический первенец Киевской Руси1.

Кроме грамоты в узком понимании этого слова - умение читать и писать - на Руси хорошо знали и арифметику. Летопись донесла к нам такой интересный пример: новгородский дьякон Кирик в 1136 году вычислил, сколько дней прошло от создания мира - 29 120 652. В "Русской правде" подавались обсчеты приплода скота на сотни тысяч. Кроме знания четверых правил арифметики, на Руси знали тогда и дроби и пользовались ими при разнообразнейших обсчетах.

Появление и распространение письменности, развитие образования на Руси положительно повлияли на процессы развития научных знаний. Научными центрами на Руси в период расцвета Киевского государства были прежде всего Киев, Новгород, большое значение имели Полоцк, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский. Там существовали школы, в первую очередь основанные духовенством. Среди них было много учителей, писателей, ораторов, художников, летописцев, творцов тогдашней украинской науки, которая, как и вся давняя культура, находилась сперва в полной зависимости от Византии, которая к тому времени, рядом с Римом, имела славу второго мирового центра науки и литературы.

Сердцем тогдашней науки была, конечно, теология, часто окрашенная философским содержанием. Ее произведения связывались не только с мыслями святых отцов Церкви и античной философии (характерной относительно этого есть полемика Клима Смолятича с Фомой около 1147 года об использовании теологии Гомера, Платона и Аристотеля), а и с собственной народной мудростью и ее оригинальным мировоззрением. Опираясь на теологию и мифологию, тогдашняя наука обрабатывает также другие области знания - историю, право, природоведение, математику, астрономию - в таких более или менее объемах, как это было в Византии и западноевропейских странах. В исторических знаниях выделяются переводы византийских хроник И. Малали, Г. Амартоли и Г. Синкела, "История Палестины" Йосифа Флавия; природоведению посвящен "Шестиднев" Василия Великого и переработаный болгарским экзархом Иоанном, в котором характеризуются отдельные царства природы соответственно дням их создания по Библии; о разных животных, вчастности о растениях и камнях повествует "Физиолог", а "Космография" Козьмы Индикоплова подает общую характеристику миросоздания. Церковное право разрабатывалось во многих "кормчих" книгах.

Отечественные оригинальные научные опыты в ту пору начинались, как правило, в таких участках науки, которыми Византия не интересовалась и ничего нам дать не могла, поскольку славянские земли там знали только поверхностно. Поэтому наши предки начали сами писать о себе. Попытку этого видим уже на первых страницах найденной летописи. Летописец широко занимается историей человечества от создания мира и к сведениям, которые он почерпнул из Библии и греческих источников, прибавляет свое изложение о происхождении славян, их язык, этнографическую принадлежность, их странствие и описывает обычаи племен, которые входили в Киевское государство.

Страницы: 1 2 3

Внешняя политика де Голля
Избавившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля могло проводить более активную внешнюю политику. В мае 1962 г., продолжая поддерживать идею объединения стран Западной Европы, оно отвергло планы создания «наднациональной Европы», т.е. федеративного или даже единого западноевропейского государства по образцу США. Наднациональн ...

Белый Дон и Учредительное собрание.
На Дону сформировался один из первых очагов сопротивления советской власти. Еще после «корниловского мятежа» 2 сентября 1917 года. Л. Г. Корнилов был арестован и препровожден под конвоем в Быховскую тюрьму, где он и его ближайшие соратники, содержались вплоть до Октябрьского переворота[254]. В течение сентября - октября офицеры, закл ...

Церковный раскол
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончивши ...