Разнообразие взглядов среди представителей движения
Разрыв с традиционной идеологией и традиционными социально-политическими институтами был детерминирующим моментом в формировании самого "Движения за новую культуру" как идейно-политического движения, был главной идейной связью его участников. Однако в более широком контексте мировоззренческие и политические позиции его участников существенно отличались друг от друга. Единые в своей борьбе против средневековья, они в стремлении построить новый Китай чем дальше, тем больше расходились в понимании целей и средств этого процесса. Идейно-политические различия между активистами движения, выявившиеся в годы мировой войны, перерастают в дальнейшем в противостоящие идейно-политические платформы. Однако в рассматриваемые годы "Движение за новую культуру" представляется по сути дела своеобразным единым фронтом борцов против средневекового прошлого.
Подчеркивая идейный разрыв участников движения с традиционным идейным наследием, этот разрыв не следует абсолютизировать. Молодая прогрессивная интеллигенция ясно декларировала свою приверженность "западничеству", однако во многом она еще оставалась под влиянием традиционных представлений. И не могла не оставаться, так как объективные условия самого Китая еще не создали достаточной почвы для такого полного разрыва. Во многом традиционной была сама основная идея этого обновленческого движения - "за новую культуру", где понятие "культура" выступает в широком китайском традиционном истолковании как основной регулятор жизни и развития общества. Через обновление "культуры" к обновлению общества, через развитие "правильной идеологии" у китайской молодежи - к созданию "правильного" общественного устройства. Даже в самой критике конфуцианства проглядывали иногда традиционные черты. Так, У Юй в борьбе с конфуцианской идеологией пользовался оружием даосизма. Ли Дачжао сохранял представление о существенных преимуществах китайской цивилизации перед европейской в сфере духовной жизни, считал, что классические конфуцианские труды могут служить развитию прогрессивных социальных взглядов, полагал, что конфуцианство, с которым теперь приходится бороться - это уже фальсифицированное, а не подлинное учение великого мыслителя. На представлениях Чэнь Дусю о воспитании молодежи легко заметить влияние конфуцианской концепции "благородного мужа" и т.п. В дальнейшей идейно-политической эволюции участников движения эта традиционная "подоснова" их взглядов сыграет существенную роль.
Подъем революционного движения.
Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым влиянием продолжали пользоваться вожди реформаторского движения 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд добиться свержения маньчжурской деспотии и деятели революционного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ...
Значение революционной ситуации и отмены крепостного
права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепостного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосредстве ...
Волжский атаман Ермак Тимофеевич
Самым легендарным героем из казачьих атаманов XVI века, бесспорно, является Ермак Тимофеевич, покоривший Сибирь и положивший начало Сибирскому казачьему Войску.
Согласно летописям, в июне 1581 года Ермак во главе казачьей дружины воевал в Литве против польско-литовских войск Стефана Батория. В это время его друг и сподвижник Иван Кольц ...