Понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов (известен как проект О. Румянцева), где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Согласно ст. 87 Проекта обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания.[24] В качестве названия не одной из палат, а парламента в целом понятие «Федеральное Собрание» было употреблено в Президентском проекте новой Конституции РФ, подготовленном С. С. Алексеевым, С. М. Шахраем[25] и представленном на первое заседание Конституционного Совещания в мае 1993 г. Однако, юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Указ имел решающее значение в практической имплементации предложений о Федеральном Собрании.

В Указе говорилось: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ» и предлагалось учредить новый двухпалатный парламент - Федеральное Собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы.[26]

Статус Совета Федерации и Государственной Думы вначале регулировался «Положением о Федеральных органах власти на переходный период», которое было введено в действие названным Указом Президента от 21 сентября 1993 г. (№ 1400).[27]

Однако Совет Федерации на дату принятия Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 г. был фактически функционирующим учреждением. Поэтому в отношении Совета Федерации новелла заключалась в том, что преобразовывался его статус, теперь ему придавалось качество Палаты Парламента. Таким образом, абсолютно новым учреждением должна была стать Государственная Дума. В Указе говорилось: «Наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания РФ со всеми полномочиями, предусмотренными Положением «О Федеральных органах власти на переходный период». Установить, что осуществление указанных положений Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу.»

Итак, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, начал свое существование не как палата Федерального Собрания, а как самостоятельный орган. Первое упоминание о Совете Федерации появилось в Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР « О Федеративном договоре» от 17 июля 1990 г.[28] Согласно этому Постановлению, для выполнения решений I Съезда народных депутатов, глубокого преобразования всей РФ и в целях организации работы по подготовке Федеративного договора между РСФСР и ее субъектами в числе других мероприятий было запланировано и создание Совета Федерации «в количестве 63 человек в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, председателей Верховных Советов автономных республик, председателей Советов народных депутатов (СНД) автономных областей и автономных округов и 31 представителя от краев, областей и городов республиканского подчинения, определяемых Председателем Верховного Совета РСФСР».

30 января 1991 г. было издано Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О Положении Совета Федерации РСФСР»[29], в котором Совет Федерации определялся как несколько более узкая коллегия, включающая: Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, входящих в состав РСФСР, председателей СНД автономных областей и округов, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских СНД « В постановлении также говорилось, что: «Совет Федерации является координационным органом. Основные направления его деятельности: установление и развитие федеративных отношений; обсуждение наиболее важных законопроектов в сфере государственного устройства и межнациональных отношений; определение и согласование основных направлений социально-экономической политики; выработка общей позиции по отношению к Союзному договору; обеспечение участия субъектов Федерации в реализации конституционных положений о национально-государственном устройстве РСФСР; выработка рекомендаций по разрешению межнациональных и территориальных споров; дача конкретных заключений о включении новых субъектов в Федеративные отношения».

23 октября 1992 г. было издано Распоряжение Президента РФ о создании еще более узкой коллегии Совета глав республик, т. е. в нее вошли только главы республик. В нем говорилось: «Принять предложение глав республик об образовании Совета глав республик под председательством Президента РФ в целях выработки основных принципов реализации Федеративного договора и государственного управления РФ на основе ее новой Конституции, согласованных решений по обеспечению территориальной целостности и государственной независимости России».[30] Было утверждено Положение о Совете глав республик и Регламент Совета глав республик.

Страницы: 1 2

Новое видение современного мира.
XIX Всесоюзная партконференция, состоявшаяся в 1986 году стала поворотным моментом в истории перестройки. На ней были приняты решения о реформе российской политической системы. Их суть в отказе партии от монополии на власть, готовность передать ее реальные функции Советам. С точки зрения реформаторов, этот момент мог быть обусловлен п ...

Общий ход Смуты, и основные события в этот период
Практически все иностранцы, писавшие о Смуте в Московии, связывают её начало с появлением у её границ Лжедмитрия I, а это значит, что описание Смуты надо начинать именно с этого судьбоносного момента. На границах Московского государства Лжедмитрий I появился в сентябре 1604 года. С ним была армия, составлявшая, по разным оценкам, из 6 ...

Истоки кыргызской государственности.
Государства кочевников обычно возникали либо благодаря появлению талантливого человека, способного сплотить народ (как это было с хуннами Moдэ- шаньюе), либо на окраине уже ранних государств, существовавших империй, а затем добивались независимости. Но в любом случае правителями становились опытные, умные, красноречивые находчивые люди, ...