Проблема формирования органов местного самоуправления могла возникнуть лишь после отмены крепостного права. И она возникла. Редакционными комиссиями был разработан проект формирования сельских и волостных органов «общественного» управления. Их учреждение было обусловлено объективными задачами, стоящими перед правительством. Устроители реформы установили необходимость введения нового института мировых посредников, который был призван регламентировать отношения между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости и помещиками. Основное противоречие заключалось в том, что посредниками между крестьянами и помещиками стали сами помещики… К тому же в руки мировых посредников фактически переходила значительная часть полномочий, которыми прежде обладали помещики. Всё это не могло не разрушать самих основ сельского самоуправления.

Причина этого нам видится в нежелании самодержавия поступиться своей «монополией» на законодательную власть. Правительство увидело серьёзную угрозу в попытках сформировать крестьянское самоуправление на основе принципа всесословности и стремилось всеми силами не допустить крестьянской общины и волости с земским самоуправлением. Именно это заставило власть подчинить крестьянские общества бюрократическому произволу, а выборных лиц превратить в чиновником, подведомственных уездной администрации.

[1] См. работу Зайончковского (Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968).

[2] Как было принято считать в советской историографии.

[3] Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. С. 224.

[4] См.: Шахназаров И. Д. Крестьянская реформа 1861 года и крестьянство после освобождения. Л., 1934; Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968; Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 1978; Литвак Б. Г. Русская деревня в реформе 1861 года. М., 1972. Одна из последних работ, в которой с позиции марксистской исторической науки рассматривались основные аспекты отмены крепостного права, - исследование Б. Г. Литвака (Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991). Правительственная политика конца 50 – 60 – х годов рассматривается в работах Л. Т. Захаровой (Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 1984) и В. Г. Чернухи (Крестьянский вопрос в правительственной политики России. Л., 1972).

[5] В них рассматриваются либо отдельные аспекты крестьянской реформы, либо реализация положений Манифеста в отдельных губерниях.

[6] Положение и сопутствующие ему документы были опубликованы в кн.: Крестьянская реформа в России. Сборник законодательных актов. М., 1954. Мы будем ссылаться на другую публикацию (Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. II. «Положение XIX февраля 1961 года» и русское общество. Л., 1967).

[7] Подборка документов и материалов, освещающих конкретные пути реализации реформы содержится в III выпуске уже упомянутой книги (Фёдоров В. А. Падение крепостного права в России. Документы и материалы. Вып. III. Реализация «положений 19 февраля 1861 года». М., 1968).

[8] Документы по истории крестьянской общины. 1861-1880 гг. М., 1988.

[9] Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М., 1960; Семёнов-Тянь-Шанский П. П. Эпоха освобождения крестьян в России (1857-1861) в воспоминаниях бывшего члена-эксперта и заведующего делами Редакционных комиссий, т. III. Пгр., 1915.

Страницы: 1 2 3

Частное предпринимательство
Период XVIII - первой четверти XIX в. включает в себя 2 этапа развития сибирского предпринимательства. В первой половине XVIII столетия происходит становление относительно самостоятельного торгово-промышленного предпринимательства как социально-экономического института. В это время расширяются внутренние и внешние границы потребительско ...

Проблемы охраны памятников древнейшей истории.
Сохранение археологических памятников - одна из наиболее острых и болезненных проблем в сфере сохранения историко-культурного наследия России. 1990-е годы стали временем огромных утрат национальных древностей, в значительной степени - временем распада той, пусть несовершенной, системы охраны археологических объектов, которая сложилась в ...

Чины военные.
Назывались в I—V классах генеральскими (адмиральскими), VI—VIII (после 1884 — VI—VII) — штаб-офицерскими, IX—ХIV (после 1884 — VIII— XII) — обер-офицерскими (унтер-офицеры не входили в число офицерских чинов). Обер- и штаб-офицеры гвардии сначала значились на два класса выше армейских, с 1884 — на один. В гвардии чины майора и подполков ...