Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою "правильную" столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе (и даже точнее - на этапе сталинизма и "периода застоя") якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция "возврата в цивилизацию" и ориентации на "общечеловеческие ценности". Главным препятствием на этом пути виделось государство, а главной задачей - "разгосударствление".

В целом, всей программе гласности был присущ крайний антиэтатизм - в общественном сознании был очернен образ практически всех институтов государства. После создания в обществе негативных стереотипов началась реформа органов власти и управления.

Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными, и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" - это был период культурной подготовки. С 1988 года начинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов.

В конечном итоге, 8 декабря 1991 года Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Беловежская Пуща, под Минском, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение, но было поздно. История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.

Многочисленные причины гибели могучей империи еще только становятся предметом изучения историков. Человечество не знает другого примера гибели супердержавы без внешнего вмешательства, только в результате внутренних конфликтов.

Наивно полагать, будто Горбачев или те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще, предопределили финал СССР - империя изжила себя. Этот главный вывод был сделан задолго до 1991 года. А то, что для многих конечный рубеж оказался неожиданным, лишь подтверждает важность изучения истории страны, правители которой всемерно мешали миру узнать правду о советском обществе.

[1]Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России.- СПб.: Библиотека исторического факультета СПбГУ, 2001, С.17.

[2] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность.- 1995.- № 1.- С. 65.

[3]Горбачев М.С.Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля 1986 //М.С. Горбачев. Избранные речи и статьи. Т. 3. -М.: Политиздат, С.67.

[4] Крючков В. А. Личность и власть. - М.: Просвещение, 2004, С. 167.

[5] Там же.

[6] Афанасьев. Советское общество: возникновение, развитие и исторический финал. Т . 2. - М.: Взгляд, 1997, С.89.

[7] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность.- 1995.- № 1.- С. 66-67.

[8] Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998, С.168.

[9] Валовой Д. Тайны овального зала Кремля.- М.: Правда, 1991, С.18.

[10] Программа углубления экономических реформ в России.- М.: «Республика» , 1992, С.89-90.

[11] Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР //Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. Сб. ст.- М.: Социально-политическая мысль (Пушкино), 2005. - С. 447.

[12] Программа углубления экономических реформ в России.- М.: «Республика» , 1992, С.91.

Страницы: 1 2 3

Последние годы жизни
Следишь за его жизнью, и становится невыразимо жаль Жуковского, из-за какого-то постоянного сиротства и одиночества, охватывавшего его душу. Какой надо было обладать внутренней силой натуры, чтобы вынести все это, выстоять. Поистине он был поэтом божьей милостью. В 1823 году в Дерпте умерла во время родов М.А. Мойер (Маша Протасова), че ...

Культурные центры русского зарубежного сообщества
В первые годы после окончания гражданской войны и исхода из России не принявших революцию в Европе сложилось несколько крупных эмигрантских центров. В 1920–1924 годах «столицей» русского зарубежья, во всяком случае, интеллектуальным его центром считался Берлин, хотя все крупные политические силы эмиграции с самого начала осели в Париже. ...

Позднее царство.
История Позднего царства начинается в VII в. до н. э. и продолжается до VI в. до н. э. В то время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимос ...