ЗаключениеСтраница 2
Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою "правильную" столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе (и даже точнее - на этапе сталинизма и "периода застоя") якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция "возврата в цивилизацию" и ориентации на "общечеловеческие ценности". Главным препятствием на этом пути виделось государство, а главной задачей - "разгосударствление".
В целом, всей программе гласности был присущ крайний антиэтатизм - в общественном сознании был очернен образ практически всех институтов государства. После создания в обществе негативных стереотипов началась реформа органов власти и управления.
Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными, и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" - это был период культурной подготовки. С 1988 года начинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов.
В конечном итоге, 8 декабря 1991 года Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Беловежская Пуща, под Минском, тайно подписали соглашение о ликвидации СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение, но было поздно. История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.
Многочисленные причины гибели могучей империи еще только становятся предметом изучения историков. Человечество не знает другого примера гибели супердержавы без внешнего вмешательства, только в результате внутренних конфликтов.
Наивно полагать, будто Горбачев или те руководители, которые собрались в декабре 1991г. в Беловежской Пуще, предопределили финал СССР - империя изжила себя. Этот главный вывод был сделан задолго до 1991 года. А то, что для многих конечный рубеж оказался неожиданным, лишь подтверждает важность изучения истории страны, правители которой всемерно мешали миру узнать правду о советском обществе.
[1]Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России.- СПб.: Библиотека исторического факультета СПбГУ, 2001, С.17.
[2] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность.- 1995.- № 1.- С. 65.
[3]Горбачев М.С.Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза. 25 февраля 1986 //М.С. Горбачев. Избранные речи и статьи. Т. 3. -М.: Политиздат, С.67.
[4] Крючков В. А. Личность и власть. - М.: Просвещение, 2004, С. 167.
[5] Там же.
[6] Афанасьев. Советское общество: возникновение, развитие и исторический финал. Т . 2. - М.: Взгляд, 1997, С.89.
[7] Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту //Общественные науки и современность.- 1995.- № 1.- С. 66-67.
[8] Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998, С.168.
[9] Валовой Д. Тайны овального зала Кремля.- М.: Правда, 1991, С.18.
[10] Программа углубления экономических реформ в России.- М.: «Республика» , 1992, С.89-90.
[11] Чешко С. Роль этнонационализма в распаде СССР //Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза. Сб. ст.- М.: Социально-политическая мысль (Пушкино), 2005. - С. 447.
[12] Программа углубления экономических реформ в России.- М.: «Республика» , 1992, С.91.
Общественный строй Вавилонского государства
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы (“вардум”) составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом к ...
Приход к власти большевиков и судьба Учредительного собрания.
До осени 1917 года общество мало занимало отношение большевиков к Учредительному собранию, однако после 25 октября оно стало решающим фактором. Тактическая линия партии исходила из идеи превосходства пролетарской демократии в лице Советов над буржуазным парламентом с Учредительным собранием во главе[169].
Это подтверждается воспомина ...
Духовный мир средневековья
Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. ...