Длительным и самобытным периодом в истории Беларуси является время вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского (середина XIII – вторая половина XVI в.) – одного из наиболее значительных государств Европы того времени. Земли Беларуси и Литвы стали основным ядром этого огромного и сильного государства. Со второй половины

XVI в. и до конца XVIII в. белорусские земли входили в состав нового государственного образования – Речи Посполитой.

Геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западно-христианской (римско-католической) и восточно-христианской (византийско-православной). В древнюю и средневековую эпохи конфессиональный фактор был решающим во всей системе социальных отношений. Характер государства определялся вероисповеданием суверена и верхушки общества, на которую он опирался и из которой формировался весь аппарат управления, а не вероисповеданием большинства населения, лишенного властных функций.

Первоначально белорусские земли, входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали к восточнославянской (православной) подсистеме европейской христианской цивилизации. Однако со времени подписания Кревской унии (1385) языческо-православное Великое княжество Литовское, в состав которого входили и белорусские земли, стало католическим государством. Католическое духовенство, пришедшее в Великое княжество Литовское из Польши, а также феодалы-католики заняли привилегированное положение. Все некатолики стали неполноправными. С католицизмом пришли на белорусские земли польский язык и культура. Западнорусские феодалы Литвы, стремясь сохранить свои привилегии, отказались от веры, языка и культуры своего народа и постепенно перешли в единую шляхетскую польскую нацию. Белорусский народ лишился своей элиты. Он оказался в положении «крестьянской нации», единственным объединяющим фактором для которой оставалась православная церковь. Этническая принадлежность отождествлялась с конфессиональной: католик – значит, поляк, православный – русский.

Под знаком раскола общества на православных и католиков проходила вся последующая история белорусских земель. Под этим же знаком формировалась и белорусская историография с двумя непримиримыми позициями. Одна из них – католическая, носителями которой являлись католическая шляхта и католическое духовенство, вторая – православная, носителями которой были православные горожане и духовенство при стихийной поддержке православного крестьянства.

В целом путь белорусского народа через стадии древней и средневековой истории, истории нового и новейшего времени отражает всеобщие исторические закономерности. В 1991 г. начала создаваться суверенная Республика Беларусь, а в ее недрах – общество социальной справедливости. Осознание же исторического прошлого помогает избегать ошибок сейчас и в будущем.

Особенности формирования и развития белорусского народа. Каждый народ имеет свою культуру. Нельзя смешивать научно-техническую культуру, интернациональную по своей сущности, и национальную культуру народа. Только в лоне национальной культуры может существовать народ. Без этой основы наступает духовная смерть народа, происходит процесс его превращения в этнографический материал для другой цивилизации.

На базе каких этнокультурных традиций формировались язык и культура белорусского этноса?

Вхождение западных земель Руси в состав Великого княжества Литовского совпадает с началом процесса формирования белорусской этнической общности. Именно в это время предки белорусов стали осознавать себя как отдельный народ со своим историческим прошлым, обычаями, хозяйственным и жизненным устройством. Но есть основания полагать, что некоторые свойственные белорусскому этносу признаки начали вызревать еще в недрах Древнерусского государства. Основой культурного развития восточных славян было восточно-христианское вероисповедание, с принятием которого начали распространяться письменность, храмовое зодчество, иконопись и т. д. Этническая территория белорусов находилась там, где до расселения славян проживали балтские племена. Определенное влияние языческой балтской культуры содействовало появлению и закреплению некоторых черт, характерных только для белорусов.

На протяжении XIV–XVI вв. в условиях сильной верховной власти и единого законодательства в ВКЛ формировались и закреплялись отличительные черты хозяйственной деятельности местного славянского населения. Складывалась единообразная бытовая культура, общие черты наблюдались в обрядах, обычаях, народном художественном творчестве. Оживление экономической деятельности способствовало появлению сильного городского сословия с его характерным бытом. Существенно изменялся язык местных жителей – он приобретал черты, присущие новому этносу, а затем закрепился в качестве языка государственной документации, законодательства и судопроизводства, что способствовало его лексическому обогащению. Под воздействием польского культурного фактора в лексику литературного языка проникало много слов из польского языка и средневековой латыни. Но местные народные говоры сохранили много древнерусских черт.

Страницы: 1 2 3

Февральская революция 1917 года. Образование двоевластия
В начале 1917 г. обстановка в России обострилась. Накопившееся недовольство народа искало выхода. Чувствовалось приближение революционного взрыва, но никто не ожидал, что он наступит так скоро. Февральская революция 1917 г. в Российской Империи произошла под лозунгами «мира, хлеба, свободы»1. Она началась в столице – Петрограде, но быс ...

Енисейская ссылка
В 1760-е - 1780-е годы ссылка в Сибирь приобрела массовый характер. В Енисейскую губернию[5] ссылались участники восстаний С. Разина[6], Е. Пугачева[7] и др. В 1820-е годы ссыльные составляют вторую по численности группу жителей Минусинска. В 19 в. в Енисейскую ссылку были отправлены декабристы (братья Беляевы, М.А. Фонвизин, А.И. Якуб ...

Значение принятия христианства для культуры Древней Руси
Без сомнения, важнейшей культурной составной восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее разнообразных цивилизаций сделало плодотворное вл ...