Длительным и самобытным периодом в истории Беларуси является время вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского (середина XIII – вторая половина XVI в.) – одного из наиболее значительных государств Европы того времени. Земли Беларуси и Литвы стали основным ядром этого огромного и сильного государства. Со второй половины

XVI в. и до конца XVIII в. белорусские земли входили в состав нового государственного образования – Речи Посполитой.

Геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западно-христианской (римско-католической) и восточно-христианской (византийско-православной). В древнюю и средневековую эпохи конфессиональный фактор был решающим во всей системе социальных отношений. Характер государства определялся вероисповеданием суверена и верхушки общества, на которую он опирался и из которой формировался весь аппарат управления, а не вероисповеданием большинства населения, лишенного властных функций.

Первоначально белорусские земли, входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали к восточнославянской (православной) подсистеме европейской христианской цивилизации. Однако со времени подписания Кревской унии (1385) языческо-православное Великое княжество Литовское, в состав которого входили и белорусские земли, стало католическим государством. Католическое духовенство, пришедшее в Великое княжество Литовское из Польши, а также феодалы-католики заняли привилегированное положение. Все некатолики стали неполноправными. С католицизмом пришли на белорусские земли польский язык и культура. Западнорусские феодалы Литвы, стремясь сохранить свои привилегии, отказались от веры, языка и культуры своего народа и постепенно перешли в единую шляхетскую польскую нацию. Белорусский народ лишился своей элиты. Он оказался в положении «крестьянской нации», единственным объединяющим фактором для которой оставалась православная церковь. Этническая принадлежность отождествлялась с конфессиональной: католик – значит, поляк, православный – русский.

Под знаком раскола общества на православных и католиков проходила вся последующая история белорусских земель. Под этим же знаком формировалась и белорусская историография с двумя непримиримыми позициями. Одна из них – католическая, носителями которой являлись католическая шляхта и католическое духовенство, вторая – православная, носителями которой были православные горожане и духовенство при стихийной поддержке православного крестьянства.

В целом путь белорусского народа через стадии древней и средневековой истории, истории нового и новейшего времени отражает всеобщие исторические закономерности. В 1991 г. начала создаваться суверенная Республика Беларусь, а в ее недрах – общество социальной справедливости. Осознание же исторического прошлого помогает избегать ошибок сейчас и в будущем.

Особенности формирования и развития белорусского народа. Каждый народ имеет свою культуру. Нельзя смешивать научно-техническую культуру, интернациональную по своей сущности, и национальную культуру народа. Только в лоне национальной культуры может существовать народ. Без этой основы наступает духовная смерть народа, происходит процесс его превращения в этнографический материал для другой цивилизации.

На базе каких этнокультурных традиций формировались язык и культура белорусского этноса?

Вхождение западных земель Руси в состав Великого княжества Литовского совпадает с началом процесса формирования белорусской этнической общности. Именно в это время предки белорусов стали осознавать себя как отдельный народ со своим историческим прошлым, обычаями, хозяйственным и жизненным устройством. Но есть основания полагать, что некоторые свойственные белорусскому этносу признаки начали вызревать еще в недрах Древнерусского государства. Основой культурного развития восточных славян было восточно-христианское вероисповедание, с принятием которого начали распространяться письменность, храмовое зодчество, иконопись и т. д. Этническая территория белорусов находилась там, где до расселения славян проживали балтские племена. Определенное влияние языческой балтской культуры содействовало появлению и закреплению некоторых черт, характерных только для белорусов.

На протяжении XIV–XVI вв. в условиях сильной верховной власти и единого законодательства в ВКЛ формировались и закреплялись отличительные черты хозяйственной деятельности местного славянского населения. Складывалась единообразная бытовая культура, общие черты наблюдались в обрядах, обычаях, народном художественном творчестве. Оживление экономической деятельности способствовало появлению сильного городского сословия с его характерным бытом. Существенно изменялся язык местных жителей – он приобретал черты, присущие новому этносу, а затем закрепился в качестве языка государственной документации, законодательства и судопроизводства, что способствовало его лексическому обогащению. Под воздействием польского культурного фактора в лексику литературного языка проникало много слов из польского языка и средневековой латыни. Но местные народные говоры сохранили много древнерусских черт.

Страницы: 1 2 3

Начало военной интервенции империалистов и гражданской войны.  Причины интервенции и гражданской войны
Летом 1918 г. начался новый период в истории молодого Советского государства — период освободительной, классовой войны рабочих и крестьян России против объединенных сил международного империализма и внутренней контрреволюции — период гражданской войны. Он продолжался с мая — июня 1918 г. до ноября 1920 г. Эта война была навязана советс ...

Судьба интеллигенции в конце ХХ века и сегодня.
Устранение Железного Занавеса и начало реформ по образцу демократических стран Запада повлекло за собой – и не только в России – переоценку всех ценностей. Чёрно-белая картина мира видоизменилась; время стало разноцветным. Интеллигенция вышла в свет. На рубеже 1980-1990-х годов в России произошло невиданное: бывшие диссиденты, шестидеся ...

Крестьянин в обстановке новой экономической политики
В хозяйственном развитии намечались две линии: «… одна линия развития – капиталистическая, когда на одном полюсе накапливается капитал, а на другом – наемный труд, нищета. Другая линия развития – через наиболее понятные, легкие и доступные крестьянству приемы кооперации – к социализму».[1] Крестьянская беднота – типичная фигура деревни ...