Вопрос о власти разрешился в результате Февральской революции так, как не предполагала того и одна партийная доктрина. Поэтому все ведущие политические партии вынуждены были пересматривать, а то и вовсе менять свою стратегию и тактику, приспособляясь к новым условиям и событиям.

В 1917 году в Росси действовало около 50 партий. Как правило, они создавались не «снизу» на базе каких-либо сложившихся общностей, а как бы «сверху» - так называемой разночинной интеллигенцией[97].

Первым публичным актом большевиков в 1917 году был Манифест бюро ЦК. Призывая к созданию Временного Революционного правительства, в числе его задач – созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права. Однако Собрание должно было решать вопрос о земле, войне, рабочем законодательстве, и лишь подтвердить действие ВРП и установить демократическую республику[98].

Хотя большевики первыми откликнулись на события революции, тем не менее, они не были ее вождями. В. И. Ленин узнал о событиях в России из швейцарской газеты, Л. Б. Каменев и И.В. Сталин вернулись из ссылки в Петроград только в конце марта[99]. Главный их лозунг «Вся власть Советам!» летом 1917 года был снят, так как В. И. Ленин выжидал удобного момента взять власть в свои руки.

Июнь 1917 года ознаменовался новым кризисом Временного правительства, уже включившего с мая в свой состав меньшевиков и эсеров. На I Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов лидер меньшевиков И. Г. Церетели заявил: «В настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место», из зала вдруг раздался голос В. И. Ленина «Есть!» Лидер большевиков сказал, что они каждую минуту готовы «взять власть целиком»[100].

На IV съезде РСДРП (б), прошедшего нелегально в Петрограде в конце июля - начале августа 1917 года, было решено, что большевики должны готовиться к вооруженному восстанию и свержению Временного правительства[101]. Большевики не отказались от своих тактических планов по захвату власти и диктатуре пролетариата. В подтверждение можно представить письмо В. И. Ленина ЦК Петроградским и Московским комитетом РСДРП (б) от 12 – 14 сентября 1917 года: «большевики могут и должны взять государственную власть в свой руки и Учредительного собрания ждать нельзя, ибо той же отдачей Петрограда Керенский и К всегда могут сорвать его»[102]. Призывал взять власть, мотивируя тем, что они смогут гарантировать созыв Учредительного собрания. Однако сила большевиков состояла в том, что они на первый план выдвинули лозунги доступные в понимании народа: «Земля – крестьянам! Фабрики – рабочим! Мир – народам! Власть - Советам!». При этом эти требования должны были воплотиться в реальность после создания большевистского правительства, а не заоблачного Учредительного собрания. Этим объясняется популярность большевиков осенью 1917 года, в рядах, которых насчитывалось уже 350 тыс. членов, преимущественно в промышленных и индустриальных районах страны[103].

В мае 1917 года В. И. Ленин писал иное: «Право Учредительного собрания окончательно установить всенародную собственность на землю, условия распоряжения ей не отрицаем»[104]. Итак, мы видим, как большевики изменяли свое мнение по отношению к Учредительному собранию, в угоду конъюнктурности своей партии.

Две другие крупные социалистические партии – эсеры и меньшевики, занявшие после Февраля срединное и прочное место в политическом спектре, сохраняя верность лозунгу Учредительного собрания. Меньшевики полагали недоступным для социалистов брать власть в неподготовленной стране. Они откровенно заявляли: «строй, который создаст Учредительное собрание, не будет нашим строем, новая власть, которую оно учредит, не будет нашей властью»[105].

Страницы: 1 2 3 4

Дидактические идеи в педагогической деятельности М.В. Ломоносова
Разработку дидактических вопросов М.В.Ломоносов осуществлял на основе идеи познаваемости объективного мира. Основой познания М.В. Ломоносов называл чувственное восприятие, результаты которого проверяются опытным путем. Он всей своей научной и педагогической деятельностью утверждал, что практика является основой познания. Весь процесс че ...

Дворянство и его положение в XIX в.
В конце XVIII в (1795 г.) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России). В середине XIX в. (1858 г.) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). Из них потомственные дворяне составляли большинство (в 1816 – 56 %, в 1858 – 55 %). Правительство не раз предпринимало меры по ограждению дворянства от притока в ег ...

Культурная миссия Русского зарубежья
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру ...