более сильного и могущественного лица. В ранней Византии широкое распространение получил «коллективный патронат». Существенную роль в усилении сельских общин сыграло переселение на территорию Византийской империи варварских народов, в первую очередь славян.

Характерной особенностью аграрного строя Византии являлось длительное сохранение полной и безусловной собственности на землю крупными собственниками и крестьянами. Однако крупное землевладение развивалось медленнее, чем на Западе. Его росту препятствовали такие факторы, как устойчивость городского муниципального землевладения, наличие крепких крестьянских общин и значительные масштабы государственной собственности на землю.

Сохранение централизованного государства

в Византии имело первостепенное значение для всех сторон жизни византийского общества. Прочной экономической базой центральной власти было наличие значительного фонда государственных земель. Он состоял из владений фиска и доменов императора, обрабатывавшихся трудом не только рабов и колонов, но и крестьян-арендаторов. Однако в отличие от стран Востока император не обладал правом собственности на все земли империи.

Наряду с рабовладением в империи, особенно в восточных провинциях, был очень широко распространен колонат.

Колоны разделялись на две основные категории – свободных и «приписных». Первые – «георги» – считались свободными людьми, имели владельческие права на землю, часто арендовали ее у государства или крупного землевладельца. Вторые были бесправны. Они не имели земли и были приписаны к налоговому цензу имений. Законы V–VI вв. прикрепляли свободных колонов к земле, а «приписным» препятствовали переходу в свободное состояние. Все большее число колонов утрачивало остатки собственности, превращалось в держателей чужой земли, не способных вести свое хозяйство. Колоны составляли низшую, ограниченную в правах категорию крестьян. Однако они не были лишены имущественной и личной правоспособности. Постепенно колоны стали господствующей группой в византийской деревне.

Первый период византийской истории отмечен неуклонным ростом церковно-монастырского землевладения.

Союз с императорской властью обеспечил церковь и монастыри богатыми земельными пожалованиями.

Крупных, территориально целостных хозяйств латифундиального типа, как на Западе, было мало. Владения крупного собственника состояли из множества средних и мелких хозяйств, что затрудняло формирование единого натурально-замкнутого поместного хозяйства.

В ранней Византии сохранялись крупные города

и городская экономика, что в немалой степени способствовало жизнестойкости и стабильности византийской экономики в целом. В городе жила основная масса рабовладельцев и значительная часть рабов. Рабский труд использовался в ремесле, на черновых, вспомогательных работах, в муниципальном и домашнем хозяйстве. Богатые города оставались экономической опорой центральной власти, очагами культуры и образования. В то время как на Западе города лежали в руинах, опустели после варварских завоеваний, Византия на заре своей истории по праву называлась страной городов.

Ремесленники и торговцы объединялись в корпорации, членство в которых приобрело принудительный характер. Ремесленник работал в своей мастерской (эргастерии), которая служила ему и жильем, и лавкой. На главных улицах, первых этажах домов размещались магазины богатых торговцев. К зажиточным слоям торгово-ремесленного населения относились кузнецы, медники, литейщики, ремесленники, изготавливавшие предметы роскоши; владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб; содержатели постоялых дворов и харчевен, золотых и серебряных дел мастера, выступавшие в качестве менял и ростовщиков. К состоятельным слоям городского населения относились строители-подрядчики, а также врачи, учителя, адвокаты. Богатую верхушку составляли купцы, связанные с внутренней межпровинциальной и внешней торговлей, судовладельцы приморских городов.

Страницы: 1 2 3

Первый поход монголов
В начале ХШ в. в Центральной Азии произошли события, наложившие глубокий отпечаток на судьбы народов и цивилизаций Азии и Европы, на историю и культуру, на социальное и экономическое развитие этих народов — образовалось централизованное монгольское государство, а затем в итоге завоевательных войн — огромная Монгольская империя. Формиро ...

Развитие культуры и просвещения в XVIII веке
Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе. В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Держ ...

Материальная культура германцев. Хозяйственная деятельность.
В своём повествовании о германцах Корнелий Тацит дал небольшое описание германской земли и климатических условий Германии: «Хотя страна кое-где и различается с виду, все же в целом она ужасает и отвращает своими лесами и топями; наиболее влажная она с той стороны, где смотрит на Галлию, и наиболее открыта для ветров там, где обращена к ...