Облик Сибири с приходом русских стал меняться. В привычный лесостепной ландшафт стали вписываться дозорные вышки сторожевых укреплений. В бассейне Иртыша возникли Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тарская крепость (1594), на Оби выросли Березов (1593), Обдорск (1593), Сургут (1594), остроги Нарымский (1597) и Кетский (1602). Вождь томских татар Тоян просил Бориса Годунова о постройке русской крепости на реке Томь, дабы оградить сибирских жителей от набегов киргизских и монгольских конников. Из Сургута на юг отправился военный отряд, где помимо служилых людей и стрельцов были тобольские татары и кодские ханты. У впадины в Томь речки Ушайки они построили Томскую крепость (1604). Началось освоение богатств земли Кузнецкой, и форпостом русской экспансии здесь стал город Кузнецк (1618). К этой поре почти вся Западная Сибирь вошла в состав русского государства.

Присоединяя Сибирь к Российскому государству, высшая администрация не представляла, как управлять столь обширными и отдаленными территориями: создавать ли структуру, подобную существующей на европейской части империи, или же придумывать новый и небывалый доселе порядок. В XVI веке органами центрального управления государства были приказы: их возглавляли доверенные царя, которые ведали отраслью хозяйства или территорией. Сибирь вначале отнесли к Посольскому приказу, затем передали приказу Казанского дворца, а в 1637 году был образован специальный Сибирский приказ во главе с князем Б.М. Лыковым, приближенным царя Алексея Михайловича. Аппарат приказа состоял из судьи (начальника), ведавших «столами» дьяков и группы подьячих-канцеляристов. Помимо управления сибирскими землями Сибирский приказ занимался оценкой, хранением и продажей пушнины, поэтому в штате учреждения чистилось несколько скорняков, купцов и целовальников – сборщиков таможенных пошлин. При вступлении в эту должность они должны были целовать крест, хотя история учит, что ритуалы часто прикрывали самые безбожные злоупотребления.

На должность судьи Сибирского приказа назначали крупных царедворцев, представителей родовой знати, которым так неплохо жилось в столице, что они и не думали навещать подвластные сибирские уезды, управляемые воеводами. Несколько уездов составляли разряд (в первой половине XVII века на территории Западной Сибири существовало два разряда – Тобольский и Томский). Во главе разрядов стояли воеводы обычно более знатного происхождения, чем воеводы уездные. Четкого разграничения компетенции разрядных и уездных воевод не существовало, они нередко дублировали друг друга или же, напротив, принимали взаимоисключающие решения.

С образованием в 1708 году Сибирской губернии первым ее губернатором стал князь МЛ. Гагарин: ему дали право назначать воевод, которых с тех пор величали комендантами. Стольным городом Сибири назвали Тобольск, сюда приезжали для решения дел не только воеводы-коменданты, но даже послы восточных стран. Между тем воеводы на местах творили что бог на душу положит, ничем не гнушались ради быстрого обогащения на сибирских землях, покинуть которые они были готовы в любое время. Их злоупотребления зашли так далеко, что встревожили русское правительство. Воеводам запретили иметь больше мехов, чем предусмотрено правилами. По возвращении из Сибири подвергали обыску не только самих воевод, но также их жен и детей. Таможенные чиновники были обязаны досматривать пушнину «в возах, сундуках, в коробьях, в сумках, чемоданах, в платьях, в постелях, в подушках, в винных бочках, во всяких запасах, в печеных хлебах . обыскивать мужской и женский пол ничего не боясь и не страшась ничего ни в чем, чтоб в пазухах, в штанах и в зашитом платье отнюдь никакой мягкой рухляди не привозили . а что найдут, то брать на государя»[3]. Все тщетно: петербургские дома продолжали похваляться сибирским богатством.

Страницы: 1 2 3

Государство и церковь
После того как христианство в 313 г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ­стве Церковь получала в дар от императоров ...

Вывод
Основная предпосылка для реформ эпохи Мейдзи - возникшая в связи с "открытием страны" реальная угроза неконтролируемого влияния Запада. Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения ...

Уровень жизни народа: как его оценить
Вторая половина 40-х — начало 50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей. Но десятилетия спустя в сознании многих людей, переживших эту эпоху, отложились впечатления о ней как о времени, когда в магазинах "все было", когда происходили снижения цен, когда уровень жизни населения постоянно рос. Так ли это? ...