Введение
Сибирь, как и Россия в целом, в XVIII – ХХ веках переживала период перехода от аграрного общества к индустриальному. Именно этот процесс являлся главным движущим механизмом жизни страны, а прочие экономические, социальные и политические процессы были производными от основного сущностного течения истории. Становление индустриального общества в каждом регионе России имело свои особенности, хотя в основном определялось общероссийскими факторами.
Сибирь прошла те же ступени модернизации, что и вся Россия. В XIX - начале ХХ вв. Сибирь была аграрной колонизуемой окраиной, на 90 % крестьянской страной, в которой темпы аграрной колонизации далеко опережали темпы промышленного освоения. Особенностью сибирского варианта было: отставание по времени от аналогичных российских процессов, еще большая ее зависимость от экономической политики государства, зависимость темпов и масштабов модернизации края от капитала центра страны, решающая роль транспорта, сырьевая направленность развития индустрии, значительно большая роль двигателей электрических и внутреннего сгорания в механизации производства, нежели в европейском варианте. Российские особенности модернизации в Сибири усиливались и не были принципиально иными.
История индустриализации Сибири разделяется на следующие этапы:
1) ХVII - первая четверть XVIII в. – начало частного раннекапиталистического предпринимательства в весьма скромных масштабах;
2) вторая четверть ХVШ в. – первая четверть XIX в. - рост, а затем господство феодального предпринимательства казны, Кабинета, дворянства в мануфактурной промышленности;
3) вторая четверть XIX в. - 1861 г. – кризис феодальной промышленности, рост и победа частного капиталистического предпринимательства в транспорте, промышленности, господство капиталистической мануфактуры в золотодобыче, начало промышленного переворота в водном транспорте;
4) 1861 г, - первая половина 90-х гг. XIX в. – крах феодального предпринимательства, господство капиталистической мануфактуры во всей промышленности, начало промышленного переворота в ней, утверждение пароходства, начало железнодорожного строительства;
5) вторая половина 90-х гг. XIX в. - 1930-е гг. – промышленный переворот во всех отраслях экономики, начало индустриализации[1].
Абукир - первая большая победа
После разгрома Северной Италии Наполеон стал сосредотачивать войска на побережье Средиземного моря. Поползли слухи, что следующая цель французов - Англия. Между тем Наполеон, собрав значительное войско, и, посадив его на корабли, внезапно захватил Ионические острова. Продолжая дезинформировать своих противников, он двигался к Мальте. Ан ...
Флот: его значение, особенности развития на примере
двух держав. Геополитическая концепция морских
путей
В истории существует одна очень интересная политическая концепция - геополитика. Согласно ней внешняя политика государства определяется в основном географическими факторами, положением страны. И для того чтобы правильно проанализировать морские сражения Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, нужно понять, какое значение водные сообщения играли в ж ...
Борьба с конфуцианством и традиционализмом
"Движение за новую культуру" видело своего основного идейного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идейный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожесточенную критику против традиционных идеологических догматов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых ...