Сибирь, как и Россия в целом, в XVIII – ХХ веках переживала период перехода от аграрного общества к индустриальному. Именно этот процесс являлся главным движущим механизмом жизни страны, а прочие экономические, социальные и политические процессы были производными от основного сущностного течения истории. Становление индустриального общества в каждом регионе России имело свои особенности, хотя в основном определялось общероссийскими факторами.

Сибирь прошла те же ступени модернизации, что и вся Россия. В XIX - начале ХХ вв. Сибирь была аграрной колонизуемой окраиной, на 90 % крестьянской страной, в которой темпы аграрной колонизации далеко опережали темпы промышленного освоения. Особенностью сибирского варианта было: отставание по времени от аналогичных российских процессов, еще большая ее зависимость от экономической политики государства, зависимость темпов и масштабов модернизации края от капитала центра страны, решающая роль транспорта, сырьевая направленность развития индустрии, значительно большая роль двигателей электрических и внутреннего сгорания в механизации производства, нежели в европейском варианте. Российские особенности модернизации в Сибири усиливались и не были принципиально иными.

История индустриализации Сибири разделяется на следующие этапы:

1) ХVII - первая четверть XVIII в. – начало частного раннекапиталистического предпринимательства в весьма скромных масштабах;

2) вторая четверть ХVШ в. – первая четверть XIX в. - рост, а затем господство феодального предпринимательства казны, Кабинета, дворянства в мануфактурной промышленности;

3) вторая четверть XIX в. - 1861 г. – кризис феодальной промышленности, рост и победа частного капиталистического предпринимательства в транспорте, промышленности, господство капиталистической мануфактуры в золотодобыче, начало промышленного переворота в водном транспорте;

4) 1861 г, - первая половина 90-х гг. XIX в. – крах феодального предпринимательства, господство капиталистической мануфактуры во всей промышленности, начало промышленного переворота в ней, утверждение пароходства, начало железнодорожного строительства;

5) вторая половина 90-х гг. XIX в. - 1930-е гг. – промышленный переворот во всех отраслях экономики, начало индустриализации[1].

Политическая карьера Столыпина
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, не отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государс ...

Выполнение четвертого пятилетнего плана. Главные задачи пятой пятилетки
Успешное выполнение четвёртой пятилетки. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики нанесли нашей стране огромный материальный ущерб. Фашистские варвары разрушили и сожгли полностью или частично 70 тысяч сёл и деревень, сотни советских городов. Сильно пострадали Ленинград и Киев. Почти полностью разрушены Минск, Во ...

Столыпинская аграрная реформа
а) Цели реформы. Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное ...