После того, как смоленским крестьянам прочитали царский манифест и познакомили с «Положением 19 февраля 1861 года», они пришли в недоумение. Не такой воли они ждали. Крестьяне не поверили, что такое положение подписал их царь. Они думали, что Александр II хочет блага народу, а помещики и чиновники скрыли настоящий манифест. Крестьянские волнения весной 1861 года происходили под знаменем борьбы «за настоящую царскую волю»[13].

В Смоленской губернии только в марте – июле 1861 года было более ста крестьянских выступлений.

Наибольшее число волнений падает на Бельский, Поречский, Юхновский, Гжатский, Рославльский и Ельнинский[14] уезды. А наименьшее количество массовых выступлений на Смоленский, Краснинский, Духовщинский, Дорогобужский и Сычевский уезды. Здесь отмечается широкое развитие таких форм протеста, как поджоги, расправы с помещиками или представителями вотчинной администрации, жалобы. В 1861 году в губернии отмечено 9 случаев убийств и покушений на жизнь помещиков и представителей вотчиной администрации, 19 поджогов домов или хозяйственных строений, много жалоб крестьян на притеснения помещиков. На Смоленский уезд приходится 2 случая избиения или убийства помещиков, 5 поджогов и 11 жалоб, на Духовщинский – 2 покушения на жизнь помещиков и 9 жалоб и т.д. Подавляющее большинство волнений приходится на имения помещиков с числом крестьян до 500 душ мужского пола, но в 1861-1863 гг. почти треть всех волнений приходится на имения, насчитывающие более 1000 крестьян (приложение, документальный материал №2). Я могу предположить, что такие выступления связаны с тем, что крестьяне этих уездов получили земли меньше, чем все остальные и чем они имели до реформы. Ведь они все еще оставались Временнообязанными, и помещики устанавливали высокий оброк.

Принимая во внимание, что в среднем на одно волнение группы имений приходится 333 человека, общее количество крестьян мужского пола по всем имениям составляет приблизительно 95 тысяч человек, а участвовало в волнениях 60 - 63 тысячи человек, то есть примерно 60% от общего числа крестьян мужского пола.

Это говорит о том, что все-таки были крестьяне, которых устраивали изменения крестьянской реформы.

Конфликт светской и духовной власти
Пока поборники старых обрядов скитались по ссылкам, патриарх Никон пребывал в зените славы и могущества. Он сумел расширить свои права в деле назначения высших церковных иерархов. До него архимандритов ставились самим царем, теперь же это право патриарху. Обширная патриаршая епархия была государством в государстве, не подчиняясь, как др ...

Отношения гетмана П.Сагадачного Речью Посполитой
Более консервативную, компромиссную, а часто и соглашательскую позицию занимал П. Сагайдачный по отношению к польско-шляхетским властям на Украине. Без сомнения, он являлся представителем той части казацкой старшины, интересы которой в социальных вопросах смыка­лись с интересами господствующей верхушки Речи Посполитой. Ведь Сагайдачному ...

Выборы князей. Призвание варягов
Начало российской истории представляет нам удивительный, и едва ли не беспримерный в летописях, случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в Росс ...