Из Казани, в свою очередь, вывозились товары в Петербург, Москву, Архангельск, Астрахань, Оренбург и на Ирбитскую ярмарку. Это были воск, сало, мед, пух, щетина, кожа, медь, мыло, хлеб, пшено, повозки, холст, обувь, сукна и др. Казань, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи.

Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки.

К XVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем, основная меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли) сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские компании действовали до 1800 г.

Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах.

Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным В Казанской губернии довольно значительное число крестьян были заняты в промыслах по обработке дерева, волокнистого вещества, животных и минеральных продуктов, а также металла. В производстве по обработке дерева получили широкое распространение такие промыслы, как рогожно-кулеткацкий, смолокуренный, изготовление мебели, плетеных сундуков и корзин и др. Но прославил Казанскую губернию экипажный промысел. Он возник здесь еще в середине XVIII в., задолго до начала пароходства на Волге и Каме, Казань уже тогда являлась одной из центральных станций на Сибирском тракте, соединявшем Запад и Восток Российской империи. Отсюда ежегодно по разным причинам сотни и тысячи жителей центральных районов страны отправлялись в Сибирь и на Дальний Восток. Необходимость в прочных экипажах для дальнего пути и вызвала их производство. Со временем кареты, кибитки, тарантасы и другие виды транспорта, изготовленные казанскими мастерами, приобрели широкую популярность в России. Как и в других районах страны, в Казанской губернии в это время наблюдалась специализация крестьянских промыслов в определенных селах и деревнях. Рыбная Слобода Лаишевского уезда была знаменита своими изумительными кружевами (промысел возник еще в конце XVI в.), а также ювелирными изделиями из серебра. Крестьяне татарских сел Ядыгер и Шемордан Мамадышского уезда издавна славились как замечательные мастера по обработке кожи и меха и выработке всевозможных изделий из них. Из с. Кукмор того же уезда русские и татарские предприниматели по-ставляли на базары и ярмарки крупные партии валяной обуви (валенки). Широкое распространение в Казанской губернии получил промысел по изготовлению кожаной обуви, главным образом ичигов из цветного сафьяна. Этот промысел возник еще в Волжской Булгарии и успешно развивался среди татар в последующее время. Татарские ичижники, разработав собственные приемы и рисунки, стали делать эту обувь лучше среднеазиатских мастеров и успешно конкурировали с ними на восточном рынке. Кроме того, ичиги имели немалый спрос как декоративная обувь и среди русского общества, а как оригинальные вещи шли даже в страны Западной Европы. Центр промысла находился в Казани, с широким охватом татарских и русских близлежащих и отдаленных деревень.

Страницы: 1 2 

Последние годы жизни
Следишь за его жизнью, и становится невыразимо жаль Жуковского, из-за какого-то постоянного сиротства и одиночества, охватывавшего его душу. Какой надо было обладать внутренней силой натуры, чтобы вынести все это, выстоять. Поистине он был поэтом божьей милостью. В 1823 году в Дерпте умерла во время родов М.А. Мойер (Маша Протасова), че ...

Проблема возникновения человечества.
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки п ...

Распад колониальной империи Франции
Одним из важнейших аспектов истории Франции в 60-е гг. был распад французской колониальной империи. В 1958 г. в связи с принятием Конституции Пятой республики правительство де Голля провело в «заморских территориях» референдум по вопросу о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они остаться вместе с Францией в составе ...