Облик Москвы середины - второй половины XIX в. невозможно представить без двух величественных зданий - Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

Выстроенные почти одновременно по проектам К.А. Тона, они самим фактом своего появления означали утверждение в русской архитектуре нового стиля, ориентированного на древнее зодчество допетровской Руси. Над осуществлением этих грандиозных проектов трудились многие российские архитекторы, в основном выпускники Академии художеств в Петербурге и Московского Дворцового архитектурного училища, для которых участие в строительстве стало великолепной школой, где на практике претворялись в жизнь идеи создания национального стиля.

Константин Андреевич Тон прожил большую и в целом счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора "по части архитектуры". На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К.А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного "русско-византийского стиля" - направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада - "православие, самодержавие, народность".

Современники по-разному оценивали значение творческой деятельности К.А. Тона. Одни (их было большинство) видели в этом архитекторе реформатора и новатора, настойчиво искавшего пути дальнейшего развития строительного искусства, что способствовало "низложению" устаревающего классицизма. Другие же, представлявшие демократическое крыло русского общества, усматривали в произведениях К.А. Тона лишь материальное воплощение реакционной политики режима Николая I и отказывались признать за ними сколько-нибудь существенные художественные достоинства.

В последние годы российские исследователи сделали немало для того, чтобы восстановить объективный, исторически достоверный творческий портрет мастера. Было опубликовано несколько статей и книг, посвященных К.А. Тону. В 1994 г. в Московском Кремле прошла представительная научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения зодчего.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма
Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто­рой половине XIV в. и продолжала развиваться на про­тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве­ка» появилось именно тогда. Древняя Грец ...

Трудные годы послевоенной деревни
Казалось, не только история, но и природа обрушилась на деревню в 1946 г. Страшная засуха поранила Украину, Молдавию, юг России. Гибли люди. Вот какое письмо было получено и ЦК ВКП (б): "Изучение положения дел на местах показывает, что голод охватывает все большее количество сельского населения . Необычайно высокий рост смертности ...

Формирование территории государства
Усилия первых киевских князей были направлены прежде всего на формирование территории государства и объединение восточного славянства под своей властью. Начало этому процессу положил Олег, трудами которого к Х в. в Древнерусском государстве уже были объединены поляне, северяне, древляне, радимичи, словене, кривичи, вятичи, тиверцы, дул ...