Поворотным моментом, определившим новый этап гражданской войны стало выступление чехословацкого корпуса. Корпус состоял из военнопленных чехов и словаков бывшей австро-венгерской армии, изъявивших желание участвовать в военных действиях на стороне Антанты ещё в 1916 году. В январе 1918 года руководство корпуса провозгласило себя частью чехословацкой армии, состоявшей в ведении главнокомандующего французскими войсками. Между Россией и Францией было заключено соглашение о переброске корпуса на Западный фронт. Эшелоны с чехословаками должны были проследовать вдоль Транссибирской магистрали во Владивосток, а оттуда на судах отплыть в Европу.

Анго-франко-американские правительства взяли на себя материальное обеспечение корпуса. США предоставили заём в 12 млн. долларов. Англия с марта по май 1918 года израсходовала на содержание корпуса 80 тысяч фунтов стерлингов, Франция – более

1 миллионов рублей.

К концу мая1918г. 63 эшелона с прекрасно вооруженными частями корпуса растянулись по железнодорожной магистрали от Пензы до Владивостока, т.е. на протяжении 7 тыс. км. Основными местами скопления эшелонов стали районы Пензы, Златоуста, Челябинска, Новониколаевска (Новосибирска), Иркутска, Владивостока. Общая численность войск составляла более 45 тысяч человек. 25 мая, командующий чехословацкими частями, сосредоточенными в районе Новониколаевска, Р.Гайда в ответ на перехваченный приказ Л.Троцкого, подтверждающий разоружение корпуса, отдал приказ своим эшелонам захватить те станции, на которых они в данный момент находились.

26 мая чехословаки захватили Новониколаевск, 27 мая - Челябинск, 29 мая – Пензу, 7 июня – Омск, 8 июня – Самару, 29 июня – Владивосток. Они объединили вокруг себя все антисоветские силы Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

В июне обозначилась линия фронтов. Она охватывала центр страны, оставшийся во власти Советов: от финской границы до Урала, от реки Белой по Волге до степей Южного Урала, по туркестанскому краю, от Каспия до Дона. За этой линией – крупные военные группировки: на Севере – армия Северной республики, на Востоке – чехословацкий корпус во взаимодействии с разнообразными антисоветскими воинскими формированиями; на Северном Кавказе – Добровольческая армия, созданная генералами Корниловым, Деникиным, Алексеевым; на Дону – казачьи соединения во главе с генералом Красновым. (см. Приложение 1)

За спиной этих армий формировались многочисленные местные правительства: в Самаре – белогвардейско-эсеровское, получившее название Комуч (Комитет членов Учредительного собрания) и состоявшее из бывших членов Всероссийского Учредительного собрания; в Екатеринбурге – эсеровское Уральское правительство с участием кадетов; в Томске – эсеро-кадетское правительство Сибири; на Севере – правительство народного социалиста Н.В.Чайковского и т.д.

Положение на Восточном фронте становилось угрожающим. 22 июля захвачен Симбирск, 25–го – Екатеринбург, а 7 августа _ Казань. По указанию В.И.Ленина на Восточный фронт перебрасывают войска с Западного и Южного фронтов. Реввоенсовет направил на Восточный фронт 1-й и 2-й Московские полки, 1-й Витебский полк, 2-ю Курскую бригаду, 1-й Курский, 3-й и 4-й Уфимские, 1-й, 4-й и 5-й Латышские полки. С 8 мая по 12 августа 1918 года Восточный фронт получил 54077 бойцов и командиров.

Принятые большевиками меры вскоре дали результаты. В августе продвижение Белой Гвардии было остановлено. В сентябре и октябре 1918 года войска Восточного фронта перешли в наступление. 10 сентября они заняли Казань, 12 сентября – Симбирск, 7 октября – Самару. Вскоре были освобождены Бугуруслан, Белебей, Бузулук, Стерлитамак. Вторая армия во взаимодействии с Волжской флотилией освободила Чистополь, Сарапул и другие города.

Страницы: 1 2 3 4

                           Обучение в Киевском государстве
С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земле­делием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и жив­ших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона. В ...

Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика
В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютан ...

Истоки кыргызской государственности. Древняя Родина кыргызов.
Самым священным местом на земле для любого народа является его Отечество, Родина. Именно она даёт возможность развития и сохранения его как народа. Известно, что в истории есть народы, которые живут вблизи территории, на которой проживали их предки; но также есть и такие народы, которые в результате миграции далеко ушли от своей прарод ...