Время Ивана Грозного сложное, противоречивое. О нем доныне спорят историки. Это было трудное время, на русском престоле сидел жестокий, мятущийся правитель. Подытоживая вышеизложенное, отметим, что важнейшими социально-экономическими процессами, происходившими в России в XVI веке, были:

завершение объединения русских земель и складывание единого централизованного государства существенно увеличившего свою территорию, численность и многонациональный состав населения;

изменение формы государственного устройства (раннефеодальная монархия сменилась сословно-представительной);

завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказной системе управления; превращение поместной системы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутрь класса феодалов;

продолжение политики закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе.

Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр. Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бояр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя. Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572).

[1] Флоря Б. Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 1999. С. 27.

[2] Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие. М.: Интерпракс, 1994. С. 89.

[3]Антология мировой политической мысли. Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. С. 56.

[4] Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1978. С. 45.

[5] Скрынников Р.Г. Царство террора. Спб, 1992. С. 65.

[6] История российской государственности /Сост. Л.С. Коханова, Т.С. Алексеева: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2007. С. 101.

[7] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. С. 66.

[8] Политическая история России: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Н. Журавлев. М.: Юристъ, 1998. С. 47.

[9] Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1975. С. 61.

[10] Флоря Б. Иван Грозный. М.: Молодая гвардия, 1999. С. 92.

[11] Щепетев В.И. История государственного управления в России. М.: Юрид. центр Пресс, 2004. С. 128.

[12] История российской государственности: Учеб. пособие / Сост. Л.С. Коханова, Т.С. Алексеева. М.: МГИУ, 2007.С 105.

Фонды
Главное богатство Библиотеки Конгресса – ее уникальные по объему и содержанию фонды. На 1998 г. она насчитывали 115 505 695 единиц на 460 языках мира, на множестве различных носителей. Библиотек хранит более 26 млн. книг (включая 5 700, выпущенных до 1500г.), 13 млн. гравюр, фотографий, плакатов, 4 млн. карт, 2 млн. аудиовизуальных мате ...

Взгляды императора на образование
"В широком образовании народа и в свободном развитии его духовных сил правительство, а отчасти и общество, видели не основу для здорового и могучего роста государства, не источник богатства народа, не укрепление положения среди других государств, но единственно "прямой путь к бунту и крамоле". Таким именно взглядом прони ...

Вступление.
Начало ХХ века. Российская империя представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала императору Николаю II. Личность. Старший сын Александра III и императрицы Марии Федоровны, великий князь Николай Александрович родился в Царском Селе 6 мая 1868 года. Он получил прекрасное образование, как и подобало н ...