В России существует немного событий, которые можно называть «Великими». К их числу следует отнести реформы Александра II (портрет в приложении с. 30), а именно отмену крепостного права[1]. Это событие 19 февраля 1861 года положило начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества.

Сегодня, спустя 149 лет после отмены крепостного права, в эпоху торжества, либеральных ценностей, развития демократии, мы редко вспоминаем о великом событии в истории нашей страны. Крестьянская реформа круто изменила жизнь крестьян и в Смоленской губернии. Почему в памяти потомков это событие почти стерлось?

Возможно, сегодня нам трудно понять и осознать что такое, быть под властью другого человека и полностью принадлежать ему. Но совершенно очевидно, что многие из нас недостаточно высоко ценят заслуги Александра II – царя – «Освободителя». По моему мнению, имя это смелого правителя мы должны вспоминать с гордостью и почтением.

Пусть рабство в нашей стране было отменено гораздо позже, чем в странах Европы, но все, же ЭТО произошло. Это был мужественный поступок, который изменил жизнь миллионов россиян и в том числе многих тысяч смоленских крестьян. Россия стала развиваться по-другому.

Условия проведения крестьянской реформы в разных регионах России отличались. Смоленские крестьяне оказались в особом положении в условиях Нечерноземья. Каковы эти условия? Каковы особенности проведения крестьянской реформы в нашем крае? Это интересно и стоит подробного рассмотрения в реферате по теме: «Крестьянская реформа 1861 года на Смоленщине».

Я поставила перед собой задачу не только проникнуть в суть реформы, но и познакомить окружающих меня людей с важностью проведения крестьянской реформы 19 февраля 1861 года. Я хочу попробовать войти в положение крестьян во второй половине XIX века, понять, как это быть «рабом» помещика, а потом испытать чувство свободы?

Перед началом работы мною была сформулирована цель:

определить, какие изменения в положении крестьян Смоленской губернии произошли после отмены крепостного права. В связи с поставленной целью был определен круг задач.

Необходимо изучить исторические источники и краеведческую литературу по данной теме, чтобы:

· узнать какие земельные наделы получили смоленские крестьяне после 19 февраля 1861 года;

· сравнить размеры крестьянского надела до и после реформы;

изучить систему выкупных платежей для смоленских крестьян;

· узнать, как смоленские крестьяне отреагировали на официальные условия отмены крепостного прав;

· сделать вывод о результатах проведения крестьянской реформы на Смоленщине, о последствиях проведения.

По данной теме существует достаточно много литературы. Для моей работы основой явилась книга профессора СмолГУ Д.И.Будаева «Крестьянская реформа 1861 года в Смоленской губернии», в которой описывается положение крестьян в 1861 году после отмены крепостного права. Здесь рассказывается об отдельных уездах, которые различались между собой условиями экономического развития. Источники, на основании которых написана настоящая книга, можно подразделить на следующие основные группы:

· Документы делопроизводства официальных учреждений, занимавшихся подготовкой и реализацией законодательных актов 19 февраля 1861 года.

· Официальные статистические материалы

· Публицистика

Из книги «Смоленский край в истории СССР», написанной Д.И.Будаевым, я смогла извлечь информацию о крестьянских волнениях, которые происходили в Смоленской губернии после 19 февраля 1861 года.

Вопросы истории крестьянства и крестьянского хозяйства Смоленской губернии изучаемого периода второй половины XIX века были затронуты в книге Рябкова Г.Т. «Смоленские помещичьи крестьяне».

Все собранные источники и литература позволили написать данную работу.

Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику. Но ...

Формирование центров российской эмиграции. Причины отъезда за рубеж и основные направления эмигрантских потоков
Русские, оказавшиеся после 1919 г. за пределами бывшей Российской империи, были беженцами в полном смысле этого слова. Главной причиной их бегства стали военное поражение и связанная с ним угроза плена и расправы, а также голод, лишения, опасность, нависшая над жизнью и свободой в результате сложившихся политических обстоятельств. Безо ...

Ранние декабристские организации
С 1814 г. образовываются общества, вошедшие в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже определенного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить существующий порядок вещей. Входили в них в основном офицеры. «Орден русских рыцарей» возглавляли граф М.А.Дм ...