Как правило, приговоренные к ссылке, через специальные учреждения в Тобольске и Тюмени (Тюменское общее по колоднической части присутствие, Тобольский и Тюменский (1869-1904) приказы о ссыльных), в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток водворялся осужденный). В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд, волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.

В XIX в. поток ссыльных в Сибирь растет. С 1823 по 1865 гг. сюда их поступило 356 тыс. человек. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. По данным девятой ревизии (1850), за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 г. в Сибирь было сослано, учитывая членов семей, 767849 человек. Экстраполируя эти данные на весь XIX век, можно с уверенностью утверждать, что общее число невольных обитателей региона превысило 1 млн. человек.

Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ "за порочное поведение". О том, как это выглядело на практике, можно судить по приговору сельского схода Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии от 4 января 1899 г.: "

Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 62 человек, бывших сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство". Никифорова выслали в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии, откуда он быстро скрылся.

Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 притрактовых селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев. На лицо имелось 430 человек, в отлучке по письменным разрешениям - 95, в бегах - 240. Из постоянно живущих, самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) - 281, без определенного занятия - 88 человек. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных "безвестно отсутствующие" составляли не менее 100 тыс. человек.

Основная их часть составляла контингент бродяг, наносивших существенный ущерб местным жителям и дававших основную часть рецидивной преступности. Сферой приложения их сил становились грабежи, конокрадство, изготовление фальшивых денег. У значительной части ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледельческим, но и честным трудом вообще. Бродяжничество становится мощным криминогенным фактором в течение всего XIX в. Согласно отчетам томского губернатора за 1870-1879 гг. в подведомственной ему губернии бродяг было поймано соответственно: 1600, 904, 662, 703, 815, 516, 1667, 781, 857, 412. Но это была только видимая часть айсберга. В своей записке за 1880 год исправник Томского округа констатировал: "Бродяжество развито в округе до такой степени, что земская полиция не в силах преследовать виновных так как закон велит, да и само население не сочувственно относится к искоренению этого зла, видя, с одной стороны, дешевых работников, а с другой - отчаянных мстителей за поимку их и выдачу властям. В 1880 г. - поймано бродяг по округу 528 - все это меньше 1/4 всего бродячего люда".

Яркую картинку реального положения дел в сфере бродяжничества

рисует журнал разбора административных дел Колыванского городского полицейского управления (Томская губерния) за 1888 год, где в основном рассматривались дела "безвестно отсутствующих". Так, 30 апреля бродягу непомнящего своего родства Василия Мельникова "как упорно скрывающего свое звание и место жительства" решено "обратить на сибирские заводские фабрики на пять лет в разряд временно-заводских рабочих и потом сослать в отдаленные места Восточной Сибири на поселение". Предварительно же выпороть плетьми, "в той мере, в какой он, по предварительному освидетельствованию, окажется способным перенести наказание".12 мая слушали дело о неизвестном человеке, назвавшем себя поселенцем Енисейской губернии Канского уезда села Тасеевского Т.Я. Колосовым, 22 лет. В 1885 г. был судим за грабеж Ярославским окружным судом и приговорен к ссылке на поселение. Туда прибыл в декабре 1886 г., а в конце сентября 1887 г. бежал на родину. "Доследовав до гор. Колывани по случаю масленицы выпил и попал в полицию". Решено отправить обратно в распоряжение Канского уездного полицейского управления. Всего до ноября 1888 г. комиссия рассмотрела 12 подобных дел.

Страницы: 1 2

Государственный строй Вавилона
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность ...

Разнообразие взглядов среди представителей движения
Разрыв с традиционной идеологией и традиционными социально-политическими институтами был детерминирующим моментом в формировании самого "Движения за новую культуру" как идейно-политического движения, был главной идейной связью его участников. Однако в более широком контексте мировоззренческие и политические позиции его участни ...

Древнерусская литература и ее жанры
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил перга ...