Как правило, приговоренные к ссылке, через специальные учреждения в Тобольске и Тюмени (Тюменское общее по колоднической части присутствие, Тобольский и Тюменский (1869-1904) приказы о ссыльных), в зависимости от тяжести проступков, распределялись по губерниям и областям Сибири (чем серьезнее правонарушение, тем дальше на восток водворялся осужденный). В губернских и областных центрах местные экспедиции о ссыльных определяли место водворения правонарушителя (уезд, волость). В волостном правлении ссыльному назначалось место жительства в одном из селений с правом заниматься сельскохозяйственным трудом или промыслом с причислением к местному обществу со всеми вытекающими последствиями.

В XIX в. поток ссыльных в Сибирь растет. С 1823 по 1865 гг. сюда их поступило 356 тыс. человек. Удельный вес ссыльных и ссыльнопоселенцев в составе русского населения региона увеличился с 4,1% в 1795 г. до 10,5% в 1833 г. По данным девятой ревизии (1850), за Уралом находилось 104,3 тыс. учтенных ссыльнопоселенцев. Согласно сведениям Главного тюремного управления Российской империи, на январь 1898 г. в регионе было сосредоточено 310 тыс. ссыльных всех категорий. Всего же с 1823 по 1888 г. в Сибирь было сослано, учитывая членов семей, 767849 человек. Экстраполируя эти данные на весь XIX век, можно с уверенностью утверждать, что общее число невольных обитателей региона превысило 1 млн. человек.

Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ "за порочное поведение". О том, как это выглядело на практике, можно судить по приговору сельского схода Михайловского общества Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии от 4 января 1899 г.: "

Мы, нижеподписавшиеся старшие домохозяева от состоящих в нем 78 человек, в числе 62 человек, бывших сего числа на сельском сходе в присутствии сельского старосты Ивана Бузанова, от которого выслушали предложение о том, что однообщественник наш сельский обыватель Александр Васильев Никифоров ничем не занимается другим, кроме краж и праздношатательства, вследствие чего и предлагает противу этого принять какие-либо меры… Не надеясь на его исправление, так как он нами неоднократно замечался в кражах, мы, бывшие на сходе единогласно постановили: сельского обывателя нашего общества Александра Васильева Никифорова, 28 лет, отдать в распоряжение правительства, приняв на себя по его удалению издержки, для чего надлежащую сумму внести в уездное казначейство". Никифорова выслали в Зырянскую волость Мариинского уезда Томской губернии, откуда он быстро скрылся.

Предполагалось, что ссыльные будут заниматься сельским хозяйством и тем самым увеличивать численность деревенских жителей. Но большая их часть предпочитала сельскохозяйственным трудом не заниматься. Так, по данным на начало 1882 г. в Каинском округе Томской губернии на 7013 душ мужского пола в 28 притрактовых селениях числилось причисленными 765 ссыльнопоселенцев. На лицо имелось 430 человек, в отлучке по письменным разрешениям - 95, в бегах - 240. Из постоянно живущих, самостоятельно вели хозяйство 61 чел., в услужении (по найму) - 281, без определенного занятия - 88 человек. Всего же в конце XIX в. из 300 тыс. ссыльных "безвестно отсутствующие" составляли не менее 100 тыс. человек.

Основная их часть составляла контингент бродяг, наносивших существенный ущерб местным жителям и дававших основную часть рецидивной преступности. Сферой приложения их сил становились грабежи, конокрадство, изготовление фальшивых денег. У значительной части ссыльных отсутствовала мотивация к занятию не только земледельческим, но и честным трудом вообще. Бродяжничество становится мощным криминогенным фактором в течение всего XIX в. Согласно отчетам томского губернатора за 1870-1879 гг. в подведомственной ему губернии бродяг было поймано соответственно: 1600, 904, 662, 703, 815, 516, 1667, 781, 857, 412. Но это была только видимая часть айсберга. В своей записке за 1880 год исправник Томского округа констатировал: "Бродяжество развито в округе до такой степени, что земская полиция не в силах преследовать виновных так как закон велит, да и само население не сочувственно относится к искоренению этого зла, видя, с одной стороны, дешевых работников, а с другой - отчаянных мстителей за поимку их и выдачу властям. В 1880 г. - поймано бродяг по округу 528 - все это меньше 1/4 всего бродячего люда".

Яркую картинку реального положения дел в сфере бродяжничества

рисует журнал разбора административных дел Колыванского городского полицейского управления (Томская губерния) за 1888 год, где в основном рассматривались дела "безвестно отсутствующих". Так, 30 апреля бродягу непомнящего своего родства Василия Мельникова "как упорно скрывающего свое звание и место жительства" решено "обратить на сибирские заводские фабрики на пять лет в разряд временно-заводских рабочих и потом сослать в отдаленные места Восточной Сибири на поселение". Предварительно же выпороть плетьми, "в той мере, в какой он, по предварительному освидетельствованию, окажется способным перенести наказание".12 мая слушали дело о неизвестном человеке, назвавшем себя поселенцем Енисейской губернии Канского уезда села Тасеевского Т.Я. Колосовым, 22 лет. В 1885 г. был судим за грабеж Ярославским окружным судом и приговорен к ссылке на поселение. Туда прибыл в декабре 1886 г., а в конце сентября 1887 г. бежал на родину. "Доследовав до гор. Колывани по случаю масленицы выпил и попал в полицию". Решено отправить обратно в распоряжение Канского уездного полицейского управления. Всего до ноября 1888 г. комиссия рассмотрела 12 подобных дел.

Страницы: 1 2

Третий период. Интервенция
Восстание было подавлено, но "Смута" на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий II. Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России факт ...

Образ н. М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв.. Культурная память как исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как "индивидуальная память", "культурная память", "историческая память", "социальная память", "персональная память", "групповая память", "память детства" ...

Революционное движение и Сунь Ятсен.
С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея­тельности другой группы оппозиционеров — китайских револю­ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур­ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости ...