В каждой державе законодательным органом являлось Державное Вече, состоявшее из Державной думы и Платы выборных. Компетенция палат определяется Конституцией. Областная держава не является самостоятельной единицей, не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не имеет собственную денежную единицу и т.д., но имеет широкие полномочия по разрешению местных хозяйственных, административных и финансовых дел. «Конституция» так же предусматривает организацию местного самоуправления на выборной основе. Этим управлениям вверяется хозяйственная и административная власть.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, «верховному чиновнику». Он являлся верховным главнокомандующим, мог с согласия Верховной Думы назначать министров и судей верховных судебных мест. При вступлении на престол император приносит присягу в верности и защите конституции. Ему выделяется жалование, на которое он может содержать двор, однако придворные на время службы лишаются избирательного права и права занимать государственные должности. Император командует вооруженными силами, но ни имеет права заключать мир или объявлять войну без согласия Народного Вече, при выезде за границу теряет свой титул. Император не может изменять или отменять законы, присваивать себе функции законодательной власти.

В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное судилище, в державах - державные судилища, а в уездах – уездные. Низшей судебной инстанцией являлся волостной «совестный суд». Так же Муравьем высказал ряд предложений по усовершенствованию уголовного права и процесса.

Для внесения изменений в уставные законы или Конституцию предусматривается особый порядок. В столице избирается Народный собор, равный по числу составу Народного Вече. Этот Собор обладает только функцией подготовки требуемого законопроекта, после предоставления которого Собор распускается, а документ публикуется и распространяется. Затем каждая область избирает свой Собор. Все заседания областных соборов проходят в один день и обязаны принять или отвергнуть проект Народного Собора. После такой процедуры вводится новый закон, если он не принимается, то сохраняется действие прежнего.

Если у Пестеля роль своеобразного буфера выполняла военная диктатура, то Муравьев предусматривал назначение Временного революционного правительства, действующего во время работы Учредительного собрания, голосование которого определит дальнейшую судьбу России. На следствии Муравьев выразил симпатии республиканскому правлению. Некоторые исследователи предполагают, что наличие монархических идей в проектах Муравьева имело и тактические соображения, диктуемые традиционно привычным для России монархическим образом правления и боязнью отпугнуть членов общества «якобинскими идеями». Еще М.Лунин отмечал противоречивость монархического проекта Муравьева, полагая, что «независимость областей не согласуется с монархическим правлением».

Страницы: 1 2 

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III
Царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761) ознаменовалось возвратом к петровским порядкам. Сенат был восстановлен как высший государственный орган, Кабинет министров был упразднен. Расширились права и привилегии российского дворянства. На высших постах в государстве вновь оказались русские сановники, такие, как канцлер А.П. Бестужев- ...

Введение.
Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период. Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духов ...

Земская реформа 1864 года. Основные положения и особенности реформы
1 января 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Его предполагалось ввести в 33 губерниях, а в дальнейшем распространить действие Положения на Архангельскую и Астраханскую губернии, 9 западных губерний, Прибалтийскую, Бессарабскую области, Царство Польское. Все места, ведавшие до 1864 года делами ...