В истории политической мысли различные планы революционных преобразований занимают не последнее место. Идея разрушить старый строй и на обломках построить новый за короткий период времени всегда оставалась характерной для российской истории. Влиянию такой идеи были подвержены все революционеры, в том числе и декабристы. Концепция декабристов в качестве основы включает взгляды на государство и право, организацию, компетенцию и деятельность центральных и местных органов власти, государственное устройство, военную организацию, суд, правовое положение отдельных слоев населения, законодательство.

Восстанию декабристов посвящено много работ ХIХв., дореволюционной и советской историографии. Дворянская охранительная историография ничего не говорила о политической программе, конституционных проектах, освобождении крестьян; правовые идеи декабристов полностью игнорировались (М.А.Корф, Н.Г.Устрялов). Либерально-буржуазное направление историографии декабризма (ХIХ-ХХвв.) настаивает на том, что движение декабристов якобы не имеет ничего революционного, его участники стремились к тому же, что и правительство, а сами проекты Пестеля и Муравьева представляли собой общие рассуждения о разных формах правления, не имевших никакой обязательной силы для членов общества и оставшиеся частным мнением их авторов (А.Н.Пыпин). В ходе революции 1905—1907гг. были открыты госархивы, что дало возможность историкам основывать свои работы на материалах следственного дела декабристов, были сделаны новые шаги в изучении освободительной концепции декабристов (М.В.Довнар-Запольский, В.И.Семевский). Впервые изучались государственно-правовые воззрения декабристов, представления о праве, законах, государстве и его органах, отношение дворянских революционеров к суду и правосудию. Взгляды на государство и право трактовались с идеалистических позиций, все движение дворянских революционеров представляется как движение внеклассовой интеллигенции, преследующей цель демократизации общественного и государственного строя. В советское время стали появляться обобщающие исследования по истории движения декабристов. В их основе лежали известные ленинские положения о декабристах как дворянских революционерах, далеких от народа, но положивших начало освободительной борьбе против царизма. Задача советской историографии заключалась прежде всего в том, чтобы изучить политическую программу движения, варианты решения аграрного вопроса, пути свержения царизма, проекты будущего государственного и общественного строя, разрабатывавшиеся дворянскими революционерами (Н.М.Дружинин, МВ.Нечкина, П.Е.Щеголев, ЮГ.Оксман, Б.В. Виленский).

В своей работе я проанализирую социально-политические программы Северного и Южного общества и идеи, изложенные в них.

Причины принятия христианства
Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире 988 г. После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были ...

Программа воспитания юношества С.С. Уварова.
"Теория официальной народности". В 1833 г. министром народного просвещения был утвержден граф С.С. Уваров (1786-1855). Прожив за границей несколько лет, он критически воспринял западноевропейскую цивилизацию. Он считал, что в странах Западной Европы "порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный ...

Образ н. М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв.. Культурная память как исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как "индивидуальная память", "культурная память", "историческая память", "социальная память", "персональная память", "групповая память", "память детства" ...