Схематично население Древней Руси можно представить следующим образом:

СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Феодалы

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как "государственный феодализм".

Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.

Княжеские дружинники, осевшие на землю. Получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, часть оставляя себе.

Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники. Давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников.

Мужи вольные

Сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники - свободные смерды)

НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Закупы - взявшие "купу" (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него.

Рядовичи - заключившие "ряд" (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору.

Холопы (челядь) - рабы из числа пленников или закупов и рядовичей, бежавших до отработки долга.

Смерды - феодально-зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Рост численности населения сопровождался быстрым ростом городов

: в начале XI века на Руси насчитывалось 20-25 поселений городского типа, в середине XII века их было уже около 70, а к 1230-м годам – более 150.

Очевидна бесплодность попыток жестких определений понятия "город" путем застывшего набора признаков. Сущность столь сложного социокультурного феномена, как средневековый город, видоизменяется в зависимости от места и времени. Индивидуальность городского центра определяется многими факторами, том числе преобладающей ролью тех или иных его функций, разнообразием их сочетаний.

Среди них выделяются следующие: политико-административно-правовые (города являются средоточием властных структур); военные (особенно важно значение городов-крепостей, их стратегическая роль в южном лесостепном пограничье, где появлялись "скорые на кровопролитье" кочевники); культурные, с включением как религиозных, так и светских начал; ремесленные; торговые; коммуникационные (расположенные на главных путях сообщения города поддерживают международные связи, что ведет к взаимообогащению культур,- осуществляют контакты между отдельными территориями Киевской Руси, а позднее - землями-княжениями).

Городской образ жизни не соответствовал традиционному укладу жизни сельских общин. Миру непроходимых чащоб, болот и бескрайних степных пространств, занимавших большую часть Восточной Европы, противостояло преобразованное людьми укрепленное место, олицетворявшее господство права и порядка.

Только около середины X в., но ближе к его концу, вместе с усилением Древнерусского государства и принятием христианской религии при Владимире Святославиче (язычество на Руси не знало городской цивилизации), создаются условия для создания типов поселений, способных выполнять новые задачи - административные, культурные и военные. Не столько экономические факторы, сколько стремление общества избежать гибельного распада, поиски ранее не известных форм солидарности и сотрудничества заставляли людские коллективы объединяться под защитой городских стен.

Возникновение городов такого масштаба, как Новгород и Киев, которые, по данным археологии, в это время имеют вполне сформировавшийся облик (концентрация власти и церковного управления, усадебная застройка - преобладание наземных жилых домов), связано с объединительной политикой киевских князей.

При образовании государства и городов (синхронный процесс) возникает "рациональный" тип господства, основанный на осознанном убеждении в законности установленных порядков, в правомочности и авторитете органов, призванных осуществлять власть. Она держится не столько с помощью прямого насилия, сколько посредством "символического насилия", прививая свою знаковую систему, ту иерархию ценностей, которые в глазах общества приобретают естественный, само собой разумеющийся характер.

Города служили убежищами для населения близлежащих деревень. В случае военной угрозы крестьяне укрывались за их стенами. Вот почему грандиозное по масштабам строительство укреплений рассматривалось как великое общее дело.

Страницы: 1 2 3 4

Политическая жизнь П.Н. Милюкова
П.Н. Милюков ― один из видных общественных деятелей предреволюционной России и идеологических вождей эмиграции. Он был не только лидером кадетской партии, министром иностранных дел Временного правительства, одним из вдохновителей белого движения, но и ученым-историком, публицистом, редактором ряда газет. В его воспоминаниях нашли ...

Беларусь в восточнославянском мире (V–первая половина XIII в.)
Раннефеодальная государственность восточных славян на территории Беларуси. В VIII–IX вв. в результате славяно-балтского взаимодействия на территории современной Беларуси возникло три территориальные культурно-этнические общности: дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси ...

Становление феодальных отношений в Византии (вторая половина IX–XI вв.)
Начало массового разорения византийского свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в., что было связано с ростом податного гнета и повинностей. Государство уже не ограничивалось только учетом площади обрабатываемой подворной земли. Оно все более тщательно учитывало качество и количество тяглового и домашнего скота, исполь ...