Национальная политика руководства Китая складывалась на протяжении веков. Уже с середины II в. до н.э. в эпоху империи Хань Китай стал последовательно проводить политику присоединения территорий, населенных некитайскими народами. Для этого Китайское государство применяло очень гибкие методы, основанные на глубоком понимании различия в образе жизни и уровне экономического развития ханьцев и их соседей. В ханьское время возникла политическая практика "слабого руководства варварами", для которых были разработаны особые принципы политического, административного и правового регулирования. Государственная доктрина традиционного Китая провозглашала, что благотворное влияние китайского монарха испытывают не только ханьцы, но и "дальние" народы, которые сами покоряются и прибывают ко двору с данью. В связи с этим все народы и племена, находившиеся в разной степени удаленности от Китая, рассматривались либо как реальные, либо потенциальные вассалы Китайского государства, а имперские шаги, направленные на включение новых земель в административно-территориальную структуру, официальная идеология объясняла либо патронажем этнических периферий, либо необходимостью наказания за нарушение вассальных обязанностей. При династии Тан (618-907) в китайскую политическую доктрину впервые была включена идея полиэтнического (многонационального) государства, в котором проживали и ханьцы, и "варвары".

Очень интересно, на мой взгляд, характеризует национальную политику Китая А.Д. Цендина в своей книге « .и страна зовется Тибетом», - «Средневековую политику Китая в отношении окружающих его соседей, которую унаследовала маньчжурская династия Цин, можно сравнить с чувствами мужчины, считающего нужную ему женщину своей, даже если на это нет никаких оснований, кроме того, что он так считает. Женщина может не обращать на это внимания, вступать с мужчиной в конфликты, пытаться доказать ему, что она свободна, но в конце концов, бывает вынуждена сдаться, сражённая упорством и непоколебимою уверенностью мужчины. Мужчине же может быть достаточно того, что женщина формально принадлежит ему и изредка демонстрирует свою привязанность. Он забывает её, не посещает, не делает подарков, даже разрешает общаться с другими и вспоминает о ней только в тех случаях, когда она ему становится нужна или когда он чувствует, что теряет её. Так и Китай. На протяжении тысячелетий он убеждал своих соседей в том, что он - их верховный владыка, а они - вассалы, и за это время, как мы видим, добился определённого успеха. Бывали случаи, когда «варвары» и не догадывались о том, что принадлежат Китаю». Но в то же время и сами народы, окружавшие Китай, были порой эгоистичны, корыстны и недальновидны. Многие лидеры государств и племенных объединений шли к Китайскому императору с дарами, добивались титулов, искали расположения, наград. Китай был необходим соседям и экономически, и политически. На протяжении веков для борьбы с противниками искали помощи и покровительства у китайского правительства, монгол, манжур. И последние от этого выигрывали. Всегда.

Исторически сложившаяся практика управления неханьскими народами плавно вписалась и в национальную политику правительства КНР, хотя на официальном уровне КПК, руководствуясь опытом Советского Союза, определила принципы равенства всех национальностей, уважения и сохранения традиций, обычаев и верований малочисленных народов, сохранение языка. Но при этом суть национальной концепции остается в том, чтобы убедить общественное мнение, что Китай исторически складывался как "единое многонациональное государство", а "китайская нация" - как "суперэтнос". Отсюда за всеми народами, проживающими на территории КНР, признаниется статус "нации" при одновременном включении в понятие "китайская нация" этнических групп, "сопричастных к истории страны". Не признаются принципы национального самоопределения и конфедеративного государственного устройства, а организация национально-государственного строительства на принципе районно-национальной автономии.

В настоящее время в Китае насчитывается 56 народов и народностей. Среди них ханьцы (собственно китайцы) составляют 91,6 процента общей численности населения страны, поэтому другие 55 национальностей принято называть национальными меньшинствами. Ханьцы живут на всей территории страны, основные районы их расселения — бассейны рек Хуанхэ, Янцзы и Чжуцзян, преимущественно среднее и нижнее течение этих рек, а также Северо-Восточная равнина. При этом в исторический ареал обитания ханьцев включается и Центральный Китай - бассейны среднего и нижнего течения рек Хуанхэ и Янцзы. Хотя доля нацменьшинств в населении Китая не слишком высокая, однако, площадь их расселения весьма обширна — 64,3 процента всей территории Китая. Основные места проживания нацменьшинств — окраинные районы Северо-Восточного, Северного, Северо-Западного и Юго-Западного Китая.

Страницы: 1 2 3

Большевики призывали к борьбе
Большевики выступали против подачи прошения. Они разъясняли, что царизм — враг народа и к борьбе, ждать от него благодеяний нельзя. «Такой дешевой ценой,— говорилось в выпущенной большевиками листовке,— как одна петиция… свободу не покупают. Свобода покупается кровью, свобода завоевывается с оружием в руках в жестоких боях. Не просить ц ...

Роль каторги и ссылки в заселении и освоении Сибири в XIX - начале XX в.
Ссылка уголовных и политических преступников в Сибирь в XIX веке рассматривалась правительством, прежде всего, как средство заселения края ("штрафная" колонизация) при ограничении свободного переселения. В системе уголовного законодательства Российской империи существовали следующие разновидности ссылки: после отбытия срока к ...

Кыргызы в I-VI вв. н. э.
Весьма скудны сведения в восточных источниках о кыргызах I половины I тысячелетия н. э. В это время название племени кыргызов в китайских источниках передавали не иероглифами цзяньгунь (по-старому — гянь гунь), а цигу (или же хэгу). «Хагас (Хяргас – кыргыз) – есть древнее государство Хяньгунь. Оно лежит от Ками на западе, от Харашара ...