Храбрецы-нижегородцы пробрались незаметно в московский Кремль и привезли в Нижний Новгород грамоту от Гермогена. В нем он призывал нижегородцев "собраться, стать вместе с окольными и поволжскими городами на врагов русского народа".

Но еще задолго до получения этой грамоты Нижний Новгород вел обширную переписку с другими поволжскими городами. По призыву новгородцев города Суздаль, Вологда, Кострома, Углич и другие высылали свои отряды в первое ополчение Прокопия Ляпунова.

Ополченцы Поволжья без посторонней помощи очистили близлежащие к Волге города от разбойничьих отрядов Лжедимитрия II.

Однако выступления приволжских городов носили до сего времени только местный характер, и действия их были разрозненными и несогласованными между собой. Необходимо было соединить ополчения отдельных городов, слить отдельные выступления в единое всенародное движение, сплотить ополченческие дружины под единым руководством.

Центром объединения народного движения против иноземного нашествия в этот тяжелый для Руси период стал Нижний Новгород. Грамоты с призывом о помощи Москве, посылаемые из Нижнего Новгорода, восторженно встречались населением приволжских городов. В городах и селах русские люди торжественно клялись, не щадя своих сил вести борьбу с захватчиками.

Жители Казани писали в Пермь, что они вместе с поволжскими народами - чувашами, удмуртами, марийцами, - вместе с жителями других русских городов, прежде всего Нижнего Новгорода, приняли решение продолжать борьбу против польских захватчиков, стоять за Русское государство.

Из Ярославля и Костромы, Владимира и Суздаля, Мурома и Рязани прибывали в Нижний Новгород гонцы с известиями о готовности населения этих городов выступить против иноземцев. Народное движение к осени 1611г. охватило все города Среднего и Верхнего Поволжья. Повсюду создавались ополчения. Русь поднималась на священную войну за свою независимость. Возглавить - эту борьбу могли только люди, беззаветно преданные Родине и своему народу. Такими людьми были патриоты русской земли нижегородский гражданин Кузьма Захарьевич Минин и прославленный в боях с польскими захватчиками воевода Димитрий Михайлович Пожарский.

В "Книге о чудесах пр. Сергия"[2], написанной старцем Симоном Азарьиным, находится поведание "О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собрании ратных людей на очищение государства".

В горькую пору смуты "муж бяше благочестив Нижнего Новгорода именем Козьма Минин… Явися ему чудотворец Сергий, повелевая ему казну собирати и воинских людей наделяти и идти на очищение Московского Государства".[3]

Кузьма Минин был небогатый человек, занимавшийся мелкой торговлей мясом и рыбой "убогою куплею", "муж родом не славен, - говорит о нем летописец, - но смыслом мудр". Пользуясь большою популярностью в народе и отличаясь исключительной честностью, Минин 1 сентября 1611 г. был избран нижегородскими посадскими людьми земским старостой. Нижегородские жители единодушно доверили Минину судить и разбирать их споры, руководить ими, решать их общественные, мирские дела.

Это была очень почетная и ответственная должность. Земский староста обладал значительной властью в посаде: посадские люди должны были земского старосту во всех мирских делах слушаться, а тех, кто не слушался, он имел право "и неволею к мирскому делу принуждать".

Вскоре после своего избрания в земские старосты Кузьма Минин стал горячо призывать новгородцев к самопожертвованию ради спасения Отечества.

Страницы: 1 2 

Российские либералы в годы первой мировой войны
Еще в довоенный период по всей стране было полное размежевание в обществе, все это вытекало в формирование различных движений, партий (как уже было рассмотрено выше). С приходом же первой мировой войны, как подразумевается, должна быть сплоченность в стране и ее готовность всецело бороться за свое отечество, но этого не произошло. Если ...

Организация и развитие отечественной исторической науки в 1917 - начале 30-х гг.
Развитие отечественной исторической науки в первое десятилетие советской власти можно условно разделить на два этапа, соглашаясь в принципе с периодизацией, предложенной С. Томпкинсом и А. Мазуром (См.-.Соловей В.Д. Процесс становления советской исторической науки (1917 - середина 30-х гг.) в освещении американской и английской историог ...

Подъем революционного движения.
Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли­янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе­ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до­биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци­онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ...