Храбрецы-нижегородцы пробрались незаметно в московский Кремль и привезли в Нижний Новгород грамоту от Гермогена. В нем он призывал нижегородцев "собраться, стать вместе с окольными и поволжскими городами на врагов русского народа".

Но еще задолго до получения этой грамоты Нижний Новгород вел обширную переписку с другими поволжскими городами. По призыву новгородцев города Суздаль, Вологда, Кострома, Углич и другие высылали свои отряды в первое ополчение Прокопия Ляпунова.

Ополченцы Поволжья без посторонней помощи очистили близлежащие к Волге города от разбойничьих отрядов Лжедимитрия II.

Однако выступления приволжских городов носили до сего времени только местный характер, и действия их были разрозненными и несогласованными между собой. Необходимо было соединить ополчения отдельных городов, слить отдельные выступления в единое всенародное движение, сплотить ополченческие дружины под единым руководством.

Центром объединения народного движения против иноземного нашествия в этот тяжелый для Руси период стал Нижний Новгород. Грамоты с призывом о помощи Москве, посылаемые из Нижнего Новгорода, восторженно встречались населением приволжских городов. В городах и селах русские люди торжественно клялись, не щадя своих сил вести борьбу с захватчиками.

Жители Казани писали в Пермь, что они вместе с поволжскими народами - чувашами, удмуртами, марийцами, - вместе с жителями других русских городов, прежде всего Нижнего Новгорода, приняли решение продолжать борьбу против польских захватчиков, стоять за Русское государство.

Из Ярославля и Костромы, Владимира и Суздаля, Мурома и Рязани прибывали в Нижний Новгород гонцы с известиями о готовности населения этих городов выступить против иноземцев. Народное движение к осени 1611г. охватило все города Среднего и Верхнего Поволжья. Повсюду создавались ополчения. Русь поднималась на священную войну за свою независимость. Возглавить - эту борьбу могли только люди, беззаветно преданные Родине и своему народу. Такими людьми были патриоты русской земли нижегородский гражданин Кузьма Захарьевич Минин и прославленный в боях с польскими захватчиками воевода Димитрий Михайлович Пожарский.

В "Книге о чудесах пр. Сергия"[2], написанной старцем Симоном Азарьиным, находится поведание "О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собрании ратных людей на очищение государства".

В горькую пору смуты "муж бяше благочестив Нижнего Новгорода именем Козьма Минин… Явися ему чудотворец Сергий, повелевая ему казну собирати и воинских людей наделяти и идти на очищение Московского Государства".[3]

Кузьма Минин был небогатый человек, занимавшийся мелкой торговлей мясом и рыбой "убогою куплею", "муж родом не славен, - говорит о нем летописец, - но смыслом мудр". Пользуясь большою популярностью в народе и отличаясь исключительной честностью, Минин 1 сентября 1611 г. был избран нижегородскими посадскими людьми земским старостой. Нижегородские жители единодушно доверили Минину судить и разбирать их споры, руководить ими, решать их общественные, мирские дела.

Это была очень почетная и ответственная должность. Земский староста обладал значительной властью в посаде: посадские люди должны были земского старосту во всех мирских делах слушаться, а тех, кто не слушался, он имел право "и неволею к мирскому делу принуждать".

Вскоре после своего избрания в земские старосты Кузьма Минин стал горячо призывать новгородцев к самопожертвованию ради спасения Отечества.

Страницы: 1 2 

Читальные залы
1. Зал Интернет и электронных документов 2. Читальный зал отдела диссертаций 3. Читальный зал НИО редких книг (Музея книги) 4. Зал текущих периодических изданий (ЗТПИ) 5. Читальные залы отдела библиотечного обслуживания (ОБС) 6. Залы отдела нотных изданий и звукозаписей 7. Читальный зал отдела изоизданий 8. Читальный зал отдела в ...

Организация и развитие отечественной исторической науки в 1917 - начале 30-х гг.
Развитие отечественной исторической науки в первое десятилетие советской власти можно условно разделить на два этапа, соглашаясь в принципе с периодизацией, предложенной С. Томпкинсом и А. Мазуром (См.-.Соловей В.Д. Процесс становления советской исторической науки (1917 - середина 30-х гг.) в освещении американской и английской историог ...

Условия для появления капитализма
Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае, и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноев­ропейского варианта цивилизационного развития, к ...