В 1894 г., развязав войну с полуфеодальным Китаем, Япония положила начало разделу этого государства. В войне 1894-1895 гг. китайская армия и флот были разбиты. По Симоносекскому договору Япония потребовала от Китая, кроме контрибуций, значительную часть территории, в том числе и Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Россия, Франция и Германия выступили против условий мирного договора и вынудили японское правительство отказаться от Ляодунского полуострова и Порт-Артура. Это привело к обострению отношений между Россией и Японией, но стало шагом к сближению России и Китая. В 1896 г. между ними был заключен договор об оборонительном союзе, по которому Россия получила концессию и начала строить на территории Маньчжурии железную дорогу, соединяющую Забайкалье и Приморье (КВЖД).

А на Востоке карательная экспедиция способствовала разделу Китая между ведущими капиталистическими державами. Исходя из создавшихся условий, царское правительство стало больше уделять внимания переброске войск на Дальний Восток, в том числе и в Маньчжурию. На востоке России было образовано наместничество. Его возглавил главный начальник Квантунской области, включенной в состав империи, вице-адмирал Е. Н. Алексеев[18].

Усиление военного присутствия России в Маньчжурии и Корее встретило энергичное сопротивление других стран, особенно Японии. Здесь началась шовинистическая кампания против России. В печати высказывались требования к правительству усилить борьбу за “независимость” Маньчжурии. Японские милитаристы поставили перед собой задачу вытеснить Россию с Дальнего Востока, получить простор для осуществления захватнической политики. Эти агрессивные действия решено начать с Кореи и Китая. Подготовка к захватам особенно усилилась после заключения англо-японского союза в 1902 г. Договор гарантировал “специальные интересы” Англии в Китае, а Японии - в Корее и Китае. Не осталось в стороне и правительство США, заявившее, что окажет поддержку Японии в случае ее конфликта с Россией. Германия участвовала в обучении японской армии. В этих условиях Россия оказалась в одиночестве против быстро набирающей военную мощь островной державы, важнейшую силу которой составлял военный флот[19].

Россия, Франция и Германия, обеспокоенные усилением Японии в этом регионе, в ультимативной форме потребовали вывода японских войск с этого полуострова. Япония не могла выстоять против этих стран без поддержки Великобритании, но Великобритания предложила Японии не обострять конфликт и той пришлось вернуть залив Китаю. Россия получила часть полуострова и построила свою военную базу. Китай просил оформить это как сдачу в аренду, чтобы не терять лица. Россия согласилась в 1898 году, не желая выглядеть агрессором. Россия переименовала Люйшунь в Порт-Артур. Так появился договор о 25-летней аренде Порт-Артура.

Заручившись поддержкой Великобритании (30 января 1902 был подписан англо-японский договор), в конце 1903 г. Япония завершила программу подготовки к войне. Японские правящие круги убедились, что Россия добровольно не уступит своих позиций на Дальнем Востоке. Поэтому единственным путём для осуществления своих захватнических планов в Корее и Маньчжурии они считали войну с Россией. В этих условиях руководители внешней политики Японии решили вступить в переговоры с Россией, надеясь на её неуступчивость или затяжку переговоров, что будет использовано как предлог для объявления войны. Переговоры велись с августа 1903 года. Россия лавировала и постепенно шла на уступки, что не устраивало Японию.

По-своему характеризовал тогдашнюю позицию Японии широко известный в Стране восходящего солнца писатель Сиба Ретаро: “Страх перед тем, что Россия приближается к Японии, побудил последнюю усилить вооружение своей армии. И этот страх, оказывая психологическое действие и вызывая противодействие, в конце концов обернулся взрывом в форме русско-японской войны”[20].

Страницы: 1 2 3

Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику. Но ...

Формирование многопартийной системы и тенденции перестройки
Весной 1990 года ухудшилась ситуация и внутри самой партии. Когда-то единая КПСС стала раскалываться на различные фракции и группировки. В январе 1990 года в ней возникает Демократическая платформа. Ее организаторы (В. Шостаковский и В. Лысенко) предполагали превратить КПСС в партию парламентского типа. Представители Демократической пла ...

Хунны и китайские государства.
В первой половине I тысячелетия до н.э.хуннов отделяли от китайских владений другие кочевые племена. Поэтому китайцы преимущественно описывали более знакомые им племена (к примеру, племена,известные под названием «джун», в XI-IV вв. до н. э. вели с китайцами изнурительные, опустошительные войны, нанося им тяжёлые потери). В мирные врем ...