В 1577 году часть «воровских» волжских казаков под началом атаманов Нечая и Богдана Барбоши уходит к устью Яика (Урала), на северный берег Каспийского моря. В 1580 году они разгромили в очередной раз столицу Ногайской Орды Сарайчик и, построив выше по течению Яика укрепленный городок, основали Яицкое (Уральское) казачье Войско.

Первое упоминание о «государевой» службе яицких казаков относится к 1591 году, когда по Указу царя Федора Иоанновича воеводам – боярину Пушкину и князю Ивану Васильевичу Сицкому – было приказано: «…На непослушника своего татарского князя Шевкальского послать на семь лет с Терека рать свою, а для службы велел Государь Яицким и Волжским атаманам и казакам идти в Астрахань к стану…, всех казаков собрать для шевкальской службы: волжских – 1000 человеку да яицких – 500 человек».[7]

1591 год и является официально годом начала службы Яицких казаков. От него исчисляется старшинство Уральского казачьего Войска.

Уход на Яик части Волжских казаков не ослабил сколько-нибудь серьезно Волжское казачество, если считать, что только в ставке атамана Ермака (современное село Ермаково в Жигулевских горах Самарской области) в то время было свыше 7000 казаков.

Волжское Войско продолжало оставаться достаточно сильным и в более позднее время – в XVII-XVIII вв.

Другая часть волжских казаков, ушедшая на Терек, на «гребни» Кавказских гор, послужила основой образования Терского казачьего Войска.

Вместе с Ничаем и Барбошей на Яик ушли ватаги Волжских атаманов Якуни Павлова, Якбулата Чембулатова, Никиты Уса, Первуши Зея, Ивана Дуда.

В 1586 году полчища ордынцев подошли к Яицкому городку – несколько тысяч против четырех сотен казаков. Однако крепость ногаи взять не смогли, а казаки не стали долго в ней отсиживаться. В конном порядке вышли за стены, разделились на шесть отрядов и разгромили врага.

В пригороде старой Самары было урочище – Барбашина (Барбошина) поляна. По преданию, здесь в дремучей вековой дубраве на некотором удалении от волжского берега находился стан повольников во главе с атаманом Богданом Барбошей.

В конце XIX века на Барбашиной поляне появился знаменитый курорт того же наименования. Здесь были кумысолечебницы, гостиницы, яхт-клуб, церковь, аптека… Именно в то время местность стала официально именоваться Барбашиной поляной.

После Октябрьской революции курорт распался на отдельные здравницы, государственные дачи и базы отдыха, не связанные ни единым названием, ни административно. Однако кольцо пятого самарского трамвайного маршрута старожилы продолжают называть Барбашиной поляной, хотя советские власти давно переименовали ее в Поляну имени Фрунзе. Исторически правильно вернуть Барбашиной поляне ее славное имя и увенчать ее памятником отважному атаману и его сподвижникам.

Старообрядческие толки
И все же самосожжение являлось крайней формой ухода от преследований со стороны официальных властей. В большинстве случаев раскольники продолжали жить по-прежнему, тайно исповедуя старую веру, а когда преследования становились невыносимыми, бежали на Дон, уходили в глухие леса в Заволжье, переселялись в Поморье или за "Каменный поя ...

Краткая история Тибета и его отношений с соседями. Происхождение тибетцев
Появление первых тибетцев, как и все в Тибете, окутано магической тайной. И вопрос о том, как сложился тибетский этнос, до настоящего времени не выяснен окончательно. Дело в том, что археологические раскопки на Тибетском нагорье долгое время практически не велись, да и письменных источников тоже не много и большинство из них написаны в ...

История волжского казачьего войска
Если рядовой обыватель еще знает такие казачьи войска как Донское и Кубанское (благодаря, например, «Тихому Дону» М. А. Шолохова или послевоенной кинокартине «Кубанские казаки»), то, даже проживая на берегах Волги, люди зачастую, не подозревают, что их предки были волжскими казаками. Именно они в XV-XVII веках освоили этот благодатный к ...