4 сентября новое постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов. Говорилось о том, что литература и искусство должны быть «поставлены на службу коммунистического воспитания масс», что в них должны последовательно проводиться принцип «социалистического реализма», пропаганды коммунистической идеологии. как восстановить удаленные файлы на телефоне андроид

В результате проведения в жизнь такой линии в советских литературе и искусстве утвердился принцип бесконфликтности, «лакировки действительности». Писатели боялись поднимать острые вопросы, проблемы, кинематографисты избегали показывать действительную жизнь, но такую, какой она должна быть, в соответствии с официальными положениями. Если появлялся отрицательный герой, то в конце он оказывался иностранным шпионом. Примерами такого подхода были книги С.Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», М.Бубеннова «Белая береза», фильмы «Кубанские казаки» и др. В живописи утвердился стиль социалистического реализма. Наиболее характерным сюжетом были рабочие или колхозники, стоящие у доменной печи или у штурвала комбайна, или за заставленными продуктами столами, поднимающие тост за великого Сталина. Лишь в произведениях, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, можно было встретить яркие характеры, правдивые изображения живых людей.

Уже следующим летом идеологическая кампания распространилась на сферу общественных наук. Была проведена атака на философском фронте. 24 июня 1947 г. А.Жданов провел совещание философов, на котором была осуждена «История западной философии» Г.Александрова за «чрезмерную терпимость» к идеологической, буржуазной философии. Предлагалось исходить из принципа «партийности», вести тенденциозную полемику в ущерб конкретному изучению идей и фактов. Такие требования категорически предъявлялись ко всем общественным наукам – истории, политэкономии и др.

В сферу борьбы попала даже музыка – все выдающиеся композиторы испытали тяжесть обвинений. Предлогом послужило исполнение в декабре 1947 г. трех произведений, заказанных к тридцатилетию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.Прокофьева, «Поэмы» А.Хачатуряна и оперы В.Мурадели «Великая дружба». Этих композиторов, а также Д.Шостаковича, Н.Мясковского и др. обвиняли в том, что они придерживаются «формалистического, антинародного направления», призывали шире использовать опыт русской классической оперы и традиционной народной музыки. Следствием постановления стала чистка в Союзе композиторов.

Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной жизни. Столь же уверенно, как и в истории и философии, партия выступала как законодатель и в языкознании, биологии, математике. Были осуждены как «буржуазные лженауки» волновая механика, кибернетика. В биологии утвердилась псевдонаучная теория о наследственности Т.Лысенко. Еще в конце 30-х гг. он, став президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, начал преследования своих научных оппонентов – ученых генетиков, «кулаков от науки», как он их называл. Он добился ареста в 1940 г. ведущего советского биолога Н.Вавилова, умершего в тюрьме. В 1947 – 1948 гг. преследования генетиков были возобновлены. Генетика была объявлена «продажной девкой империализма», сотни ученых биологов были изгнаны из Академии и университетов. Т.Лысенко использовал сложившуюся в науке и культуре атмосферу для расправы с оппонентами, предложив руководству страны, сельское хозяйство которой было развалено, перспективы небывалого подъема урожайности, «преобразования природы».

С конца 1948 г. идеологические кампании приобрели новое направление. Основой его стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Этот аспект идеологического наступления отличался особо ожесточенным характером. В основе его лежало стремление отгородиться от западных государств «железным занавесом», страх перед «буржуазным» влиянием, сомнение в превосходстве советской идеологии и образе жизни. Началось раздувание националистических настроений. Вся западная культура целиком объявлялась «буржуазной», враждебной. Началась систематическая публикация статей, утверждавшая первенство русских в различных областях знаний, литературе, искусстве. Технологию производства стали разработали не Бессемер, Мартен и Семенс, а русский Чернов; электрическую лампочку изобрел не Эдисон, а Лодыгин; паровоз не Стеферсон, а отец и сын Черепановы и т.д. Любое изобретение от велосипеда до самолета, объявлялось детищем русских талантов. Началась переоценка исторического прошлого. Если В.И.Ленин называл царскую Россию «тюрьмой народов», то теперь все войны, которые вела царская Россия, объявлялись справедливыми и прогрессивными, колониальные захваты превозносились как положительные явления. В то же время развернулась борьба с национализмом нерусских народов. Был подвергнут критике национальный эпос ряда народов за «клерикальную и антинародную направленность», пересмотрена роль в истории некоторых личностей, в частности Шамиля – руководителя борьбы за независимость горцев Кавказа.

Страницы: 1 2 3