Ничто так не воспитывает и не сплачивает коллектив, как общее дело, общая цель. В середине 1980-х гг. началась работа по реконструкции Библиотеки. Были к тому и исторически обусловленные причины (здания были построены несколько десятилетий назад) и причина, вызванная строительством 4-й линии метро под зданием Библиотеки, приведшим к разной степени разрушениям и Пашкова дома и здания основного книгохранилища. Правда, начатая интенсивно работа по подготовке к реконструкции главной библиотеки страны в силу объективных и субъективных причин была приостановлена, но тогда .

В программу всех курсов повышения квалификации были включены вопросы, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением. Руководители занимались в семинаре "Теория и практика научно-технической информации". Была проведена встреча коллектива с руководством мастерской № 7 управления Моспроект-2, которая выиграла открытый конкурс по реконструкцию Библиотеки. В отделах широко обсуждались вопросы реконструкции, технического перевооружения, строительства новых зданий, разработки новой технологии, перспективной номенклатуры услуг и продукции ГБЛ. Для ведущих сотрудников Библиотеки и проектных организаций, принимающих участие в реконструкции Библиотеки, осуществлялось информационное обслуживание в режиме ИРИ и ДОР.

Отдел кадров, Учебный отдел, Совет наставников, Совет молодых специалистов много делали для того, чтобы кадры в Библиотеке были стабильными. И то, что сегодня у нас сотни библиотечных династий, библиотечных семей, сотни ветеранов, отдавших Библиотеке 25 и более лет, заслуга не только воспитания в семье, но и самой Библиотеки.

В ГБЛ регулярно проводилась аттестация библиотечных кадров. Конкурсная система привлечения научных кадров позволила обеспечить подразделения Библиотеки высококвалифицированными специалистами широкого профиля, имеющими большой опыт научно-исследовательской и научно-методической работы. Придание ГБЛ статуса научно-исследовательского института 1-й категории и перевод отдельных категорий работников на новые условия труда дали возможность существенно поднять заработную плату почти 2000 работникам Библиотеки. Это позволило в определенной мере стабилизировать кадровый состав, интересы сотрудников, дало возможность выявить значительные резервы рабочего времени за счет лучшего его использования, способствовало укреплению трудовой дисциплины, улучшению условий труда. В отделах, где постоянно не хватало кадров (производственный, хозяйственный, в определенной мере отделы хранения, обслуживания), с начала 1980-х гг. стало практиковаться совместительство. Молодым мамам (а в женском коллективе это немалая его часть) предоставлялась возможность работать на полставки, использовать скользящий график и в тех отделах, где он еще не был введен, пользоваться сокращенным рабочим днем. Система морального и материального поощрения действовала в ГБЛ еще с 1930-х гг.: почетные грамоты, благодарности, поощрения (по представлению ГБЛ) от вышестоящих организаций, премии, Книга почёта и Доска почёта (с 1944 г.).

Десятилетиями складывалась в Библиотеке система повышения квалификации библиотечных кадров. В рассматриваемые годы система обучения и повышения квалификации кадров в самой Библиотеке (но ведь многие сотрудники обучались и за пределами Библиотеки - на вечерних и заочных отделениях

во МГИКе и других вузах, техникумах, школах рабочей молодежи) включала в себя: курсы библиотечного ученичества; курсы новых сотрудников по истории и организации Библиотеки (по одной программе - для сотрудников со средним образованием, по другой - с высшим); Высшие библиотечные курсы, которые окончили, в том числе многие руководители ГБЛ и будущие руководители других библиотек и организаций; курсы иностранных языков (в отдельные годы количество изучаемых сотрудниками языков доходило до 10; если учесть, что в Библиотеке литература представлена на 249 языков народов мира, то становится понятным, почему такое значение придавалось в Библиотеке языковой подготовке); тематические курсы (например, для каталогизаторов, по программированию, по работе с официальными изданиями, по общим проблемам научных исследований, обработке статистических данных по вопросам ББК, по проблемам малоспрашиваемой литературы); двухмесячные курсы для работников технических и производственных отделов. Проводилось обучение руководящего состава. Для руководителей отделов с участием заместителей директора в 1985 г. была проведена деловая игра, в которой отрабатывалось взаимодействие подразделений.

Страницы: 1 2 3 4

Причины неудач перестройки
Неудачи в осуществлении экономической и политической реформ, называемых позже перестройкой, немало. Одна из проблем перестройки - вопрос об управлении самим процессом осуществления экономической реформы. Нетрудно увидеть, что это управление было построено нерационально и оказалось совершенно неэффективным. Это заключалось в том, что от ...

Аграрные отношения
Землевладение в период раннего средневековья развивалось в Японии в двух формах: государственной надельной системы и крупной частнофеодальной вотчины (сёэн). Официальное введение надельной системы относится к VIII в., когда основные принципы этого раннефеодального аграрного строя были юридически зафиксированы в первом японском своде за ...

Итоги Кавказской войны
В результате К.В. Чечня, Горный Дагестан и Северо-Западный Кавказ были окончательно присоединены к России. Присоединение было проведено насильственными военно-феодальными методами, свойственными колониальной политике царизма. Вместе с тем вхождение этих народов в состав России, вставшей на капиталистический путь, объективно имело прогре ...