В 1947 г. начата работа по составлению каталога русских книг крупнейших библиотек Советского Союза. Продолжалась работа по созданию карточного каталога иностранных книг библиотек СССР.

Проведена паспортизация 220 каталогов и картотек Библиотеки. Постепенно вводились в строй новые читальные залы, расширялась зона читательского обслуживания.

Вводится система специализированного, дифференцированного обслуживания читателей по отраслям знания, по видам источников информации (газетный, зал для чтения микрофильмов). С созданием специализированных отделов (картографии, нотно-музыкальной литературы, диссертаций, газет) создаются читальные залы для обслуживания соответствующих запросов читателей.

Получила дальнейшее развитие система межбиблиотечного абонемента. Библиотека продолжала выполнять функции публичной общедоступной библиотеки.

Некоторое ограничение записи читателей в 1970-1980-е гг., вызванное большим потоком читателей-ученых, по большей части командированных со всех регионов страны, привлеченных именно в эту Библиотеку ее универсальным многомиллионным фондом, компенсировалось для тех, кого не записывали в Библиотеку, наличием большого количества библиотек, в том числе и специальных, в Москве.

Несмотря на закрытие в 1973 г. Детского и юношеского читального зала в Ленинской библиотеке, Детская и Юношеская республиканские библиотеки, сеть детских, школьных библиотек обеспечивали обслуживание этого контингента читателей, а ГБЛ продолжала уделять внимание этой категории читателей. Традиции, функции методического центра, наличие в ГБЛ высококвалифицированных специалистов по обслуживанию детей и подростков, таких, например, как Ольга Ивановна Левина, вызывало доверие и уважение к ГБЛ. В связи с развитием межведомственной координации был составлен Сводный план работы Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Государственной республиканской юношеской библиотеки и Государственной республиканской детской библиотеки РСФСР по библиотечно-библиографическому обслуживанию детей, подростков, юношества (1982).

ГБЛ неукоснительно выполняла функции методического, отраслевого научно-исследовательского, библиографического центра. В целях повышения эффективности методической помощи научным и массовым библиотекам страны созданный в 1940 г. Кабинет библиотековедения был реорганизован в Научно-методический кабинет. В 1954 г. Приказом Министра культуры СССР на Библиотеку была возложено ведение научно-методической работы в помощь библиотекам союзных республик, а в 1959 г. - оказание методической помощи всем библиотекам страны, кроме технических. Составляются координационные планы научно-методической работы методических центров. В ГБЛ создается научно-методический отдел. Сотрудники отдела проводили научно-методические конференции, совещания, оказывали методическую помощь на местах, принимали в отделе коллег из разных регионов.

Страницы: 1 2 

Экономическое развитие Чехословакии
Установление монопольной власти КПЧ в результате февральских событий определило характер последующих коренных преобразований общества. С весны 1948 г. началась реализация второго этапа национализации. В ходе его была ликвидирована экономическая основа существования средней буржуазии. К концу 1948 г. в стране не осталось частных предприя ...

Исследователи о причинах массовой миграции азиатских кочевников
Временный пик массового движения азиатских кочевников на запад приходится на период с середины IХ до середины ХI в., когда по евразийским степям прокатилось несколько кочевых волн: печенеги, Огузы (торки), кыпчаки. Современники этих событий полагали, что перемещались кочевники по цепной реакции, когда одни одни племена, захватывая пастб ...

Третий период. Интервенция
Восстание было подавлено, но "Смута" на этом не прекратилась, так как основные противоречия не были разрешены. Летом 1607 г. на юге страны объявился Лжедмитрий II. Отряды тушинцев разоряли страну, грабили население, что вызывало его ненависть и стихийные выступления. Воспользовавшись тем, что центральная власть в России факт ...