В 1947 г. начата работа по составлению каталога русских книг крупнейших библиотек Советского Союза. Продолжалась работа по созданию карточного каталога иностранных книг библиотек СССР.

Проведена паспортизация 220 каталогов и картотек Библиотеки. Постепенно вводились в строй новые читальные залы, расширялась зона читательского обслуживания.

Вводится система специализированного, дифференцированного обслуживания читателей по отраслям знания, по видам источников информации (газетный, зал для чтения микрофильмов). С созданием специализированных отделов (картографии, нотно-музыкальной литературы, диссертаций, газет) создаются читальные залы для обслуживания соответствующих запросов читателей.

Получила дальнейшее развитие система межбиблиотечного абонемента. Библиотека продолжала выполнять функции публичной общедоступной библиотеки.

Некоторое ограничение записи читателей в 1970-1980-е гг., вызванное большим потоком читателей-ученых, по большей части командированных со всех регионов страны, привлеченных именно в эту Библиотеку ее универсальным многомиллионным фондом, компенсировалось для тех, кого не записывали в Библиотеку, наличием большого количества библиотек, в том числе и специальных, в Москве.

Несмотря на закрытие в 1973 г. Детского и юношеского читального зала в Ленинской библиотеке, Детская и Юношеская республиканские библиотеки, сеть детских, школьных библиотек обеспечивали обслуживание этого контингента читателей, а ГБЛ продолжала уделять внимание этой категории читателей. Традиции, функции методического центра, наличие в ГБЛ высококвалифицированных специалистов по обслуживанию детей и подростков, таких, например, как Ольга Ивановна Левина, вызывало доверие и уважение к ГБЛ. В связи с развитием межведомственной координации был составлен Сводный план работы Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, Государственной республиканской юношеской библиотеки и Государственной республиканской детской библиотеки РСФСР по библиотечно-библиографическому обслуживанию детей, подростков, юношества (1982).

ГБЛ неукоснительно выполняла функции методического, отраслевого научно-исследовательского, библиографического центра. В целях повышения эффективности методической помощи научным и массовым библиотекам страны созданный в 1940 г. Кабинет библиотековедения был реорганизован в Научно-методический кабинет. В 1954 г. Приказом Министра культуры СССР на Библиотеку была возложено ведение научно-методической работы в помощь библиотекам союзных республик, а в 1959 г. - оказание методической помощи всем библиотекам страны, кроме технических. Составляются координационные планы научно-методической работы методических центров. В ГБЛ создается научно-методический отдел. Сотрудники отдела проводили научно-методические конференции, совещания, оказывали методическую помощь на местах, принимали в отделе коллег из разных регионов.

Страницы: 1 2 

Начало войны в России. Патриотические настроения в обществе
Это была схватка имперских амбиций. Первую мировую войну вызвали противоречия между странами тройственного союза и Тройственного согласия (Антанта). Второстепенные противоречия отходили на задний план и начинали доминировать коренные интересы и генеральные цели. Так как главные мировые события в тот период непосредственно замыкались на ...

Изменение во внешней политике
Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". После окончания Второй мировой войны доверие друг другу союзников по анитигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нараста ...

Политика в Средней Азии
К началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности[14]. Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. человек. Политическая стабильность региона, наличие свободных земель и сравнительно невысокие налоги привлекли сюда жителей из ...