Архитектор Т.С. Страмцова, обследовавшая памятники зодчества Ташкента, отмечала разнообразную по планировочным решениям и богатую по художественному декору архитектуру жилых домов и квартальных мечетей, в которых можно встретить великолепные резные двери, панджара, колонны, подбалки и расписные потолки, панно и тончайшую резьбу по гапчу.

Богатое купечество и чиновничество не жалело денег на оформление и расширение издавна сложившихся мемориально-культовых комплексов — Хазрет Имам, Шейхантаур, Зайнаддина-бобо и других. Самый древний комплекс города — Хазрет Имам стали благоустраивать при кокандских правителях. В 1859 г. отремонтировано медресе Барак-хана. Напротив него в 1856—1857 гг. построены медресе Муй-Мубарак, соборная мечеть Тилля Шейха и множество мелких строений — шипанги, чортаки, чилляхона, зиаратхона, мавзолеи, дахма. Живописно расположенные среди деревьев, они и монументальные сооружения создавали неповторимо своеобразные ансамбли, выделявшиеся среди городской застройки.

Таким же кладбищем-парком был Шейхантаурский комплекс памятников. Вход в него, оформленный купольным чортаком (построил в 1842 г. ташкентский усто Абд-ал-Рахим), начинался от улицы Ташкуча (теперь ул. Навои). С востока к чортаку при-мыкало здание медресе Ншанкула-дадхо-кокандского, наместника, сына Беклярбека (в 40—50-х гг. в нем размещалась киностудия, а в 70-х годах на этом месте построено здание Узгоспроекта, ныне — УзНИПИ градостроительства).

Новые постройки появились у некрополя шейха Зайнаддина-бобо: у входа возник чортак, налево от него — мечеть, в разных местах участка ошхона, шипанги, зиаратхона, помещения для похоронных носилок и сформованных и высушенных комьев глины для закладки могил. Мавзолей был подвергнут ремонту. Генеральная переделка осуществлена в медресе Кукельдаш в 1830—1831 гг.: второй этаж разобран, видимо, тогда же сняты купола над мечетью и дарсхоной.

Незаурядными произведениями деревянного зодчества были мечеть Хатун и мечеть Балянд, расположенные 'в старом городе. Центром городской жизни был базар Чорсу-Гегистан, куда съезжались караваны, где не только совершались торговые сделки, но и протекала вся общественная жизнь города. Это был своеобразный городок со специализированными ремесленно-торговыми рядами, вокруг которых концентрировались караван-сараи для купцов, бани, чайхоны, ошхоны, пекарни. Торговые ряды-пассажи перекрывались сверху легкими навесами, открытыми с боков: такое устройство защищало от солнца, способствовало вертикальному проветриванию. Второй базар был на границе с Урдой (крепостью). В период кокандского владычества политическое положение Ташкента было весьма шатким — Кокандское и Бухарское ханства вели упорную борьбу за его подчинение. Больше всего от этих распрей страдало городское население, которое не единожды восставало в надежде на твердую власть или самоуправление.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 

Окончание смуты
В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын Филарета. Данный выбор обусловливался следующими факторами: • Романовы в наибольшей степени устраивал ...

Решение Гитлера
Но случилось так, что фельдмаршал Кейтель отдал приказ о запрещении Власову какой бы то ни было политической деятельности, вследствие его «наглых» высказываний во время поездки в группу армий «Север». О выступлении Власова у фельдмаршала Буша стало известно Гиммлеру. Гиммлер на одном из узких совещаний высших начальников германской арм ...

Возникновение и оформление нового движения
Знамением времени было возникновение, быстрое развитие и активное наступление нового идейного течения - так называемого движения за новую культуру, развернувшегося в Пекине и Шанхае в годы мировой войны. Под лозунгом "Наука и демократия! " это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть китайской интел ...