После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси, осуществленные М.К. Каргером, помогли выяснить, что это здание площадью около 900 кв. м., увенчаное, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, было грандиозным по замыслу и выполнению. Также многоглавым был Софийский собор в Киеве, сведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки показали, что храм был окружен крепостной стеной митрополитского замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок написано на русские сюжеты: изображенная семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е года XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же столетии были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м2.

Выдающимся достижением зодчества Древней Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045-1050), в архитектурном виде которого уже упоминаются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметричном порядке, намного могущественнее и строже составлены из местного известняка стены.

В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамические, как в Киеве, и излишек орнаментальных украшений языческой древности с ясно просматриваемым рисунком узлового письма. [1]

Храмы Киевской Руси были не только религиозными сооружениями. В них принимали иностранных послов. В них "сажали на стол" князей, то есть ставили их княжить, береглись казна, библиотека, работали переписчики книг. В храме и возле него собиралось вече из выбранных горожан, а в торговых районах города и в некоторых церквях сохранялись наиболее ценные из товаров, чтобы предотвратить пожары и кражи. В Новгороде в храмах собирались братчини (общества купцов), устраивались громкие банкеты, вокруг храмов объединялись жители улиц или "концов" города.

Столица государства Киев выгодно отличается от других таких же больших городов славян блистательностью его парадных въездов, огромными богатыми площадями и торжищами. Как вспоминают летописи, на Бабьем торжище в Киеве стояли "четыре коня медяны" (медная квадрига коней), привезенные кн. Владимиром из Корсуня, и два антические алтаря. По свидетельству средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебурзкого, в Киеве в начале XI ст. было более чем 400 церквей и 8 торжищ.

Страницы: 1 2 

Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо­стного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред­стве ...

Голод в Советской России и международная общественность.
Первые признаки голода на территории Советской России обозначились осенью 1920г. В Самару и другие поволжские города начался приток голодающих крестьян из окрестных деревень. Толпы голодных становятся повседневной картиной городской среды. Крестьяне бросали свои дома и тысячами устремлялись на юг. В декабре 1920г. в Саратове появились к ...

Посольство с предложением занять престол
Посольство - обычная стадия призвания князя на правление: "Послашася Новогородци къ Святославу въ Русь по сынъ"[17]. Даже в том случае, когда на вече присутствовали посланники князя, приглашение на престол передают не они, а представители общины. Список участников посольства и владычного эскорта вариативен и во многом определ ...