Древнейшая летопись называется "Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать". Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113.

Основная идея достижения глубоко патриотична - единство Русской земли. Княжеские междоусобицы и кровавые распри, которые начались тогда в Древнерусской земле, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, который повествует об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание про святых). Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее лицо изображалось неопровержимо святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия - основателя Киевской лавры.

Языки, которые назывались в давность поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, "золотое столетие" развития которого на Руси приходится на XII ст., но уже в XIII в. он приходит в упадок и совсем исчезает из литературного быта в XIV в.

Ярким образцом этого жанра есть "Поучение Владимира Мономаха", которое дошло к нам в Лаврентеевском списке "Повести временных лет" 1096 г. В начале "Поучения" один из выдающихся князей в свое время Владимир Мономах дает своим сынам ряд моральных наставлений в поучении, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень вскоре эта тема, которая морализирует, заданной церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сынам, как княжить, руководить государством. Есть в конце "Поучения" автобиография князя.

Торжественное красноречие - область творчества, которая требовало не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейший памятник этого жанра, который дошло до нас - "Слово о законе и благодати", авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 г.

Страницы: 1 2 

Посольство с предложением занять престол
Посольство - обычная стадия призвания князя на правление: "Послашася Новогородци къ Святославу въ Русь по сынъ"[17]. Даже в том случае, когда на вече присутствовали посланники князя, приглашение на престол передают не они, а представители общины. Список участников посольства и владычного эскорта вариативен и во многом определ ...

Борьба с конфуцианством и традиционализмом
"Движение за новую культуру" видело своего основного идейного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идейный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожесточенную критику против традиционных идеологических догматов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых ...

Крещение Руси
В 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II – принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд н ...