Без сомнения, важнейшей культурной составной восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее разнообразных цивилизаций сделало плодотворное влияние на духовную жизнь и культуру народа Киевской Руси. Тем не менее, это обстоятельство неоднократно создавало критические моменты в ее истории, выдвигало на первый план мучительную проблему выбора.

Несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях. По этому пути из юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом обусловило выбор князя Владимира, равно как и до него - княгини Ольги, а еще раньше - киевских князей Аскольда и Дира. Таким образом, тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии1.

Не менее важным был и другой фактор, связанный с религиозной психологией народа, особенностями его художественно-эмоционального восприятия мира. "Повесть минувших лет" содержит много сведений о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Когда на Русь прибыли миссионеры из Византии, мусульмане из Дунайской Болгарии, иудаисты из Хазарии, князь был недоволен проповедями всех, кроме византийцев. Поэтому он послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры. Конечное решение - выбор христианства византийского обряда - определили такие причины:

"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: так как нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и сказать об этот, - знаем мы только, что находится там Бог с людьми, и служба их лучшее, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, так как каждый человек, если укусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь находиться в язычестве".

В приведенном отрывке отразилось то сильное впечатление, которое справило на русичей, византийское богослужение. По мнению игумена Иоанна, присущее русичам образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достичь абсолюта одним порывом воли, нашло благоприятный грунт.

Медленное распространение христианства среди варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Сначала крещение принимали некоторые воины, которые принимали участие в набегах на Византию, и в торговле с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадало).

Около 988 г. Владимир Великий крестился сам, крестил свою жену и бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевских людей и всех русичей. Так Русь стала христианской. Живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Древней Руси находились под большим влиянием христианской мысли.

Формально Русь стала христианской. Угасли похоронные костры, угасли огни Перуна, но долго еще по селам насыпали языческие курганы, молились Сварожичу, взыскивали буйные праздники старины. Язычество начало свой длинный путь слияния с христианством. Служители древней религии - волхвы упоминаются в летописях еще в XII в. как организаторы киевского восстания 1113 г.

Поэтому, говоря о прогрессивном значении принятия христианства на Русь в аспектах внешнеполитическом, государственном, социальном, не следует признавать христианизацию единым определяющим фактором культурной эволюции русского народа. Даже, несмотря на то, что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература Киевской Руси находились в орбите христианской мысли, внимательный взгляд на шедевры древнерусского искусства найдет глубокое их породнение с наследством архаики: заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодичный порядок церковных песнопений.

Культура Древней Руси вобрала достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая Византию и кочевников, а также внесла свой собственный взнос современников, сформировав самобытность и самостоятельность1.

Страницы: 1 2

Формирование партий либерального движения
Как и многие другие партии, партия либерального направления сформировалась не сразу. Вначале начали возникать определенные идейно-политические настроения в передовых группах классов, таким образом создавались кружки. Затем оформлялись направления общественно политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или га ...

Приложения
Приложение 1 рис. 1. Патриарх Никон портрет из "Царского Титулярника" Рис. 2. С.В. Иванов Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг) Рис. 3. Патриарх Никон, поучение произносящий клиру Рис.4. В.И. Суриков Боярыня Морозова Рис. 5. Соловецкое сидение Рис. 6. Автограф Аввакума на рукописи "Жит ...

Г. Нельсон - гордость нации
Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года в доме приходского священника Эдмунда Нельсона. Приход назывался Борнем-Торп и находился в сельской местности на побережье Северного моря. У Г. Нельсона священником был не только отец. К числу священнослужителей принадлежали также оба его дяди, два их брата, восемь двоюродных братьев и два р ...