Биография
П.Сагайдачного. Ранний период жизни П.СагайдачногоСтраница 1
История жизни и политической деятельности Петра Кононовича Сагайдачного (Конашевича-Сагайдачного) во многом созвучна истории Украины первой четверти XVII в.— времени сложного, противоречивого, все еще малоисследованного. Это период жесточайшего социального и национально-религиозного угнетения украинского народа, стремительного нарастания антифеодальной борьбы и освободительного движения, героических походов казаков на турецкие крепости, новых тенденций в развитии общественно-политической мысли, духовной жизни, расширения связей между восточнославянскими народами.
«Свидетелем, а то и непосредственным участником этих событий был Петр Сагайдачный — фигура противоречивая и неоднозначная на политическом горизонте того времени. Каких только эпитетов — возвышенных и унизительных, каких характеристик — справедливых и предвзятых ни пришлось выслушать Сагайдачному при жизни. Он становился гетманом и снова терял гетманскую булаву, встречался с власть имущими и одновременно пользовался авторитетом среди широких слоев казачества. Его социальная политика находилась в центре внимания летописцев и историков, мемуаристов и поэтов. И снова неоднозначность оценок — от апологетики до прямого отрицания его роли в событиях первой половины XVII в»[5].
Скупые сообщения источников дают возможность весьма приблизительно реконструировать ранний период жизни Петра Сагайдачного. Из стихотворения, которое сочинил ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович на погребение гетмана, узнаем, что Петр родился вблизи Перемышля (очевидно, в с. Кульчинцы около Самбора) в семье православного шляхтича.
Следующей вехой в жизни юноши явилось обучение в знаменитой Острожской школе «…потом до Острога, для наук уцтивых »[6]. Очевидно, он прошел полный курс обучения иначе трудно объяснить слова «…там теды Конашевич час немалый живши…»[7]. Учитывая, что в характере Острожской школы прослеживаются черты школы высшего типа, можно предположить, что Сагайдачный получил в ее стенах хорошее образование. Известно, что здесь изучался «курс семи наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Среди преподавательского состава блистали Герасим Смотрицкий, Кирилл Лукарис (позже стал константинопольским патриархом) и другие. Из стен этого учебного заведения вышла плеяда выдающихся культурно-просветительных и общественно-политических деятелей, обогативших различные сферы духовной жизни украинского народа. Вокруг школы образовался кружок ученых, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Тимофей Михайлович, братья Наливайко и Иван Федоров. Атмосфера, царившая в этом учебном заведении, высокий уровень преподавания оставили неизгладимый след в восприимчивой душе юноши.
Несколько последующих лет жизни Петра Сагайдачного скрыты от нас пеленой времени. Можно только суверенностью сказать, что вскоре он начал служить в Войске Запорожском.
Умный, высокообразованный, хорошо знающий людей и политическую обстановку, юноша быстро завоевал авторитет среди казачества. Современник-шляхтич отмечал, что « Петр Конашевич, муж редкой мудрости и зрелого суждения в делах, находчивый в словах и поступках, хотя по происхождению, образу жизни и привычкам был простой человек, тем не менее, в глазах позднейшего потомства он достоин стать на ряду с самыми знаменитыми людьми своего времени в Польше»[8]. О личной жизни П. Сагайдачного известно, что он был женат на Анастасии Повченской. Отношения между супругами вряд ли можно назвать идиллическими. Не случайно в широко известной народной песне говорится, что он «помшяв жшку на тютюн та люльку». На это указывает, в частности, тот факт, что в своем завещании гетман, как пишет Самоил Величко, «распорядил имение свое на церкви, на шпитале, на школы и монастыре, кроме жены своей». Впрочем, Анастасия вдовствовала недолго — уже в 1624 г. она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.
Хозяйственный строй империи в IV – первой половине VII в.
До конца IV в. Римская империя, несмотря на смену императоров и территориальные переделы, оставалась единым политическим образованием. Лишь в 395 г. она раскололась на части. Через восемь десятилетий Западная Римская империя пала, уступив место варварским королевствам, а Восточная просуществовала еще более тысячи лет, превратившись в од ...
Социальные корни раскола
Церковный собор 1666-1667 гг. стал поворотным пунктом в истории раскола. В результате решений собора разрыв между господствующей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора движение раскола приобрело массовый характер. Далеко не случайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье ...
Причины и проявления англо-французского соперничества в 1700-1763 гг.
В XVIII веке соперничество между Великобританией и Францией, как ведущими европейскими державами, обострилось. В период с 1689 по 1763 год эти страны четырежды воевали друг с другом, и каждая война в Европе сопровождалась вооруженными столкновениями в американских колониях. Война Аугсбургской лиги (1688—1697) для английских американцев ...