История жизни и политической деятельности Петра Кононовича Сагайдачного (Конашевича-Сагайдачного) во многом созвучна истории Украины первой четверти XVII в.— времени сложного, проти­воречивого, все еще малоисследованного. Это период жесточайшего социального и национально-религиозного угнетения украинского наро­да, стремительного нарастания антифеодальной борьбы и освободи­тельного движения, героических походов казаков на турецкие крепости, новых тенденций в развитии общественно-политической мысли, духов­ной жизни, расширения связей между восточнославянскими народами.

«Свидетелем, а то и непосредственным участником этих событий был Петр Сагайдачный — фигура противоречивая и неоднозначная на политическом горизонте того времени. Каких только эпитетов — возвы­шенных и унизительных, каких характеристик — справедливых и пред­взятых ни пришлось выслушать Сагайдачному при жизни. Он стано­вился гетманом и снова терял гетманскую булаву, встречался с власть имущими и одновременно пользовался авторитетом среди широких слоев казачества. Его социальная политика находилась в центре внима­ния летописцев и историков, мемуаристов и поэтов. И снова неодно­значность оценок — от апологетики до прямого отрицания его роли в событиях первой половины XVII в»[5].

Скупые сообщения источников дают возможность весьма прибли­зительно реконструировать ранний период жизни Петра Сагайдачного. Из стихотворения, которое сочинил ректор Киевской братской школы Кассиан Сакович на погребение гетмана, узнаем, что Петр родился вблизи Перемышля (очевидно, в с. Кульчинцы около Самбора) в семье православного шляхтича.

Следующей вехой в жизни юноши явилось обучение в знаменитой Острожской школе «…потом до Острога, для наук уцтивых »[6]. Очевидно, он прошел полный курс обучения иначе трудно объяснить слова «…там теды Конашевич час немалый живши…»[7]. Учитывая, что в характере Острожской школы прослеживаются черты школы высшего типа, можно предположить, что Сагайдачный получил в ее стенах хорошее образование. Известно, что здесь изучался «курс семи наук» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Среди преподавательского состава блистали Гера­сим Смотрицкий, Кирилл Лукарис (позже стал константинопольским патриархом) и другие. Из стен этого учебного заведения вышла плеяда выдающихся культурно-просветительных и общественно-политических деятелей, обогативших различные сферы духовной жизни украинского народа. Вокруг школы образовался кружок ученых, в который входили Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Тимофей Михайлович, бра­тья Наливайко и Иван Федоров. Атмосфера, царившая в этом учебном заведении, высокий уровень преподавания оставили неизгладимый след в восприимчивой душе юноши.

Несколько последующих лет жизни Петра Сагайдачного скрыты от нас пеленой времени. Можно только суверенностью сказать, что вскоре он начал служить в Войске Запорожском.

Умный, высокообразован­ный, хорошо знающий людей и политическую обстановку, юноша бы­стро завоевал авторитет среди казачества. Современник-шляхтич отме­чал, что « Петр Конашевич, муж редкой мудрости и зрелого суждения в делах, находчивый в словах и поступках, хотя по происхождению, образу жизни и привычкам был простой человек, тем не менее, в глазах позднейшего потомства он достоин стать на ряду с самыми знамениты­ми людьми своего времени в Польше»[8]. О личной жизни П. Сагайдачно­го известно, что он был женат на Анастасии Повченской. Отношения между супругами вряд ли можно назвать идиллическими. Не случайно в широко известной народной песне говорится, что он «помшяв жшку на тютюн та люльку». На это указывает, в частности, тот факт, что в своем завещании гетман, как пишет Самоил Величко, «распорядил име­ние свое на церкви, на шпитале, на школы и монастыре, кроме жены своей». Впрочем, Анастасия вдовствовала недолго — уже в 1624 г. она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.

Страницы: 1 2

Культура Португалии
Культура Португалии также обширна своими традициями и праздниками, к которым с уважением относится каждый португалец. Португальцы любят праздники со страстью, доступной немногим народам мира. Поводами для торжеств могут служить поминовение бесчисленных святых, паломничество, ярмарка. На севере страны любой самый маленький поселок имеет ...

Тайпинское движение. Предпосылки зарождения движения тай пинов
Поражение Китая в первой опиумной войне вызвало волну недовольства среди широких слоев китайского населения. Оно выражалось как в прямых действиях и выступлениях против иностранцев, так и против маньчжурских властей. Тяжелое положение крестьянства постепенно приводило к складыванию предпосылок новой войны против правящего режима. В 40-е ...

Службы тыла
В мирное время Красная Армия держала все части и учреждения службы тыла в структуре своих боевых сил на резко сокращенном уровне — как по личному составу, так и по оснащению. Служб тыла армий и фронтов вообще не существовало. Было лишь несколько отдельных госпиталей, ремонтных баз и складов для снабжения войск мирного времени; им предна ...