Эволюция местного управления в Московском государстве при Иване IV заключалась в постепенном изменении системы кормлений.

В XV и первой половине XVI в. власть на местах находилась в руках наместников и волостелей. Наместники правили городами и пригородными станами, волостели - волостями, а подчиненные - тиуны, доводчики, праветчики, недельщики - были их слугами, но не государственными чиновниками. Должности областных управителей назывались кормлениями, а они сами - кормленщиками[10].

Чтобы оградить население от произвола и злоупотреблений кормленщиков, правительство проводило нормировку кормлений. В уставных и жалованных грамотах, которые давались самим кормленщикам, была установлена своего рода такса, подробно определявшая доходы кормленщика, кормы и пошлины. Позднее натуральные кормы (хлеб, масло, мясо, птица и т.д.) были пересчитаны на деньги, а сбор кормов с населения был поручен выборным от обществ (старостам, сотским и др.).

Судебная власть кормленщиков была ограничена двойным надзором - сверху и снизу. Надзор сверху выражался в докладе, т.е. в том, что некоторые наиболее важные дела из суда кормленщиков переносились для окончательного решения в центральные учреждения (дела о холопстве и важнейшие уголовные дела). Судебные действия наместников и волостелей находились также под надзором местных обществ.

Посадские и волостные общества издавна имели свои выборные органы, старост и сотских. Со второй половины XV в. эти выборные земские власти становятся все более деятельными участниками местного управления и суда. Земские власти или специально выбранные местными обществами "судные мужи", "добрые люди", "лучшие люди" участвовали в суде наместников и волостелей. Как знатоки местных юридических обычаев и защитники интересов местных обществ они должны были "в суде сидети и правды стеречи". Судебник 1497 г. установил общее правило, по которому на суде кормленщиков должно быть "старосте и лутчим людем; а без старосты и без других людей суда наместником и волостелем не судити". То же правило подтверждалось рядом уставных грамот, данных отдельным местным обществам. Судебник 1550 г. устанавливал обязательное присутствие в наместничьем суде старост и лучших людей, целовальников или судных мужей и повторял предписание: "А без старосты и без целовальников суда не судити".

В XVI в. постепенно осуществлялась реформа местного суда и управления. Сначала из рук наместников и волостелей изъяли суд по тяжелым уголовным преступлениям ("разбойные, татиные и убивственные дела"), которые были переданы в руки избираемых местными обществами губных старост и их помощников - губных целовальников. [11]

Губные старосты избирались из дворян и детей боярских всем населением, включая крестьян. Губные целовальники избирались из среды тяглых (посадских и сельских) людей. Губным старостам подчинялись также выборные низшие полицейские агенты - сотские, пятидесятские и десятские.

При Иване IV в 1555 г. правительство решило отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями, "излюбленными" старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам (уголовным и гражданским) и все местное управление. Вместо кормов и пошлин, уплачиваемых прежде наместникам и волостелям, посадские и волостные люди должны были теперь платить денежный "оброк" в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму, подлежащую уплате оброка, а посадские и крестьяне должны были сами определять налог "меж себя": "по животам, и по промыслам, и по пашням, и по угодьям", т.е. в соответствии с имущественной состоятельностью каждого дворохозяина. Таким образом, установленная реформами XVI в. выборная служба получила характер натуральной государственной повинности, возложенной на население.

Наиболее важными из упомянутых реформ стали губная реформа в 30-е гг. XVI в. и земская реформа 1555-1556 гг. В результате выборные "излюбленные" люди стали заниматься государственными делами: губные избы - судебно-полицейскими функциями; земские избы - раскладом, сбором и доставкой в Москву разных податей, рассмотрением в судебном порядке всех гражданских и второстепенных уголовных дел черносошных крестьян и посадских, а также некоторыми полицейскими функциями. В состав губных изб входили губной староста (избирался из местных дворян) и старосты, десятские, "лучшие люди". Позднее состав изб изменился: в их аппарат вошли целовальники из среды крестьян и верхушки посадских людей и губной дьяк.

В XVII в. вся власть на местах постепенно сосредоточивается руках воевод. Земские и губные учреждения формально сохранились, но теряли свою самостоятельность, превращаясь в исполнительные органы приказного воеводского управления[12].

Следует подчеркнуть, что установление выборной администрации взамен кормлений косвенно вызывалось реорганизацией служилого класса. Введение поместной системы отняло у кормленщиков прежнее значение средств материального обеспечения служилого класса. В то же время их дальнейшее существование должно было отрывать служилых людей от возложенной на них ратной службы. Организация земского самоуправления и мотивы его введения непосредственно примыкали, таким образом, к общей системе государственных преобразований XV-XVI вв.

Разложение феодально-крепостнического строя и борьба крестьянства. Кризис крепостнического хозяйствования
Чтобы увеличить прибыльность своих хозяйств, помещики усиливали эксплуатацию крестьян: повышали норму барщины либо расширяли пахотную землю за счет отнятых у крестьян наделов. Это разоряло крестьянские хозяйства, а значит, и подрывало экономическую основу помещичьих хозяйств. Образно говоря, помещики рубили ветку, на которой сидели. Ув ...

Основные причины централизации русских земель. Роль внешнеполитического фактора
Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хоз ...

Возникновение и оформление нового движения
Знамением времени было возникновение, быстрое развитие и активное наступление нового идейного течения - так называемого движения за новую культуру, развернувшегося в Пекине и Шанхае в годы мировой войны. Под лозунгом "Наука и демократия! " это движение объединило наиболее передовую, молодую и образованную часть китайской интел ...