В основе действий Карла I лежала разработанная Томасом Гоббсом концепция абсолютизма. Он написал трактат в защиту королевской власти как раз в разгар политической борьбы и в начале революции вынужден был эмигрировать. В Париже он продолжил разработку своей философской системы и издал книгу с осуждением революции и гражданской войны, а после ее окончания опубликовал в Лондоне свое основное произведение – «Левиафан, или материя, форма и власть государства»[30].

Его учение основано на страстях человека: соперничестве, недоверии, любви к славе, которые делают человека врагами. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они участвуют в «войне всех против всех».

Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития, «необхо­димым средством к миру». Собственность, не забывает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суве­рена, но это относится более всего к установлению налогов, кото­рые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: «Там, где суверен не пред­писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению»[31]. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра­вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та­ковы «свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т.д.» Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обо­сновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.

В соответствии с представления о возможности и необходимости сочетания неограниченной власти суверена и гражданских прав подданных прозвучали и слова обращения к подданным с эша­фота Карла I: «Ваши вольности и свобода заключаются в наличии правительства, в тех законах, которые наилучше обеспечивают вам жизнь и сохранность имуще­ства. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различ­ные понятия»[32]. Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осужде­нием отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния «войны всех против всех». Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского абсолютизма.

Итак, Карл I исходя из идей сформулированных Гоббсом, на практике совершал действия, противоречащие им, претендуя на роль абсолютного монарха выразителя интересов подданных, эти права неоднократно нарушал, а его действия создавали угрозу для собственности и безопасности граждан.

Уровень жизни народа: как его оценить
Вторая половина 40-х — начало 50-х гг. были трудным временем для абсолютного большинства людей. Но десятилетия спустя в сознании многих людей, переживших эту эпоху, отложились впечатления о ней как о времени, когда в магазинах "все было", когда происходили снижения цен, когда уровень жизни населения постоянно рос. Так ли это? ...

Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века
На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США. В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который п ...

Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо­стного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред­стве ...