В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как "индивидуальная память", "культурная память", "историческая память", "социальная память", "персональная память", "групповая память", "память детства", "память поколения" и др. Встречаются и более экзотические термины: "противопамять", включающая противоречивые друг другу версии или версии "реальности", противоречащие "на самом деле"; "организационная память", связанная с историей учреждений или исследовательских групп; "утраченная память", означающая вытесненную память.

В этом русле для нас становятся интересными категории: "коллективная память", "историческое сознание", "историческая память", "культурная память".

Чаще всего в исторических исследованиях, пожалуй, используется термин "коллективная память", связанная на прямую с понятием общего опыта, пережитого той или иной группой совместно.

Историческая же память, чаще всего понимается как одно из измерений индивидуальной и коллективной, или социальной памяти – как память об историческом прошлом, вернее, как символическое представление исторического прошлого. Историческая память – не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, так как оживление разделяемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для формирования социальных групп в настоящем.

Л. П. Репина, рассматривая категорию исторической памяти в соотношении с современной историографией, и обращается к той проблеме, что историкам непросто абстрагироваться от идеологии или групповых интересов. "В конечном счёте, научные произведения оперируют образами прошлого, почерпнутыми из массового сознания или созданными на его потребу. Во многих отношениях история и память подпитывают друг друга: история развивается между логикой памяти и императивами научного знания. Что приводит к формированию мифов, предрассудков, а так же их укоренению в массовом сознании".

А. В. Кожевин выделил характеристики исторической памяти:

· Историческая память соотносится с качественными характеристиками другого атрибута социальной группы – её исторического времени.

· Историческая память служит средством, разрешающим проблему анализа и понимания сущности той или иной ситуации (политической, социальной, экономической) в которой пребывают члены данной социальной группы.

· Одной из важнейших функций исторической памяти является функция психологической компенсации "травмированного" сознания.

· Содержание исторической памяти позволяет её носителям активно устанавливать контакт и активно участвовать в диалоге с представителями других социальных групп.

Часто понятие "историческая память", так и "коллективная память" могут употребляться в несовпадающих значениях. "Коллективная память" чаще всего трактуется как общий опыт, пережитый людьми совместно (память поколений), или как групповая память. Зафиксированные коллективной памятью образы событий (в форме стереотипов, мифов, символов) выступают как модели, позволяющие индивиду и социальной группе ориентироваться в мире и конкретных жизненных условиях. "Историческая память" понимается как коллективная память (в той мере, как она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или как совокупность донаучных, научных, вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом. Историческая память уже коллективной и является её составной частью, в той или иной степени, в которой она располагается в пределах исторического сознания общества.

Историческое сознание, есть в известной степени, коллективная память о прошлом. Эта память активно воздействует на самосознание членов общества и на определение дальнейшей перспективы всего сообщества людей, имеющих одно общеисторическое сознание. Иногда рассматривают коллективную память как опору мифов, традиций, обычаев данного сообщества. Вся терминология памяти характеризуется многозначностью. Память может включать что угодно – от спонтанного ощущения до формализованной публичной церемонии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Первый Президент СССР
Выдвижение XIX партийной конференцией важного проекта конституционной реформы стало вторым этапом политических преобразований. Которое новое руководство рассматривало как решающей. Эта реформа в конечном итоге привела к установлению двухуровневой системы – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, - ...

Взгляды императора на образование
"В широком образовании народа и в свободном развитии его духовных сил правительство, а отчасти и общество, видели не основу для здорового и могучего роста государства, не источник богатства народа, не укрепление положения среди других государств, но единственно "прямой путь к бунту и крамоле". Таким именно взглядом прони ...

Правление регентов и канцлеров
Нестабильность внутриполитического положения — характерная черта раннефеодальной Японии. Помимо классовой борьбы крестьян против феодалов она определялась непрекращавшимся соперничеством в правящем лагере. Внутри господствующего класса все отчетливее складывались три группы. Первую составляли феодалы, входившие в число столичной служил ...