В своей работе я хочу рассказать о явлении, имевшем место в Соединенных штатах Америки в период с 50-х до середины 70-х годов XX века, о борьбе чернокожего населения за свои гражданские права.

Эта борьба не явилась каким-то феноменом, чем-то неожиданным для Америки того времени. Наоборот. Температура нагнеталась медленно, но верно. Образованное как рабовладельческое государство, США всегда пыталась избавиться от этого позорного статуса. Разделение штатов на сегрегационные и свободные от рабства положения дел не исправило. В итоге дело дошло до гражданской войны. Аспект свободы черных американцев не являлся основным в контексте противостояния Севера и Юга, но, тем не менее, был весьма и весьма существенным. Такие историки как Г. Аптекер[1], Р. Уивер[2], П. Колчин[3] крайне негативно отзываются о рабстве. Отечественные историки возможно уделяли борьбе афро-американцев за свободу даже больше внимания нежели исследователи из Америки, это видно по работам Н. Захаровой[4], Р.Ф. Иванова[5], Д.О. Заславского[6], П.Б. Уманского[7].

И все же я делаю такой скачок назад во времени не просто так. Понять, за что боролось негритянское население США в 50-е – 70-е годы XX века невозможно без хотя бы краткой предыстории. Об этом и есть первая глава моей работы.

В своей книге Holy Piby Роберт Этли Роджерс[8], стоящий на позициях растафарианства, рассказывает историю Маркуса Гарви и движения, проповедником которого он является. Эта книга интересна в том плане, что позволяет понять проблематику будущего насильственного движения в США. Как широко известно, борьба чернокожих за свои права не ограничивалась Мартином Лютером Кингом. И именно идеи негритюда Маркуса Гарви и заложили основу под таким движением как «Нация ислама» и дали идейную подпитку Малкольму Иксу. Хотя непосредственно с Америкой идеи Гарви связываются в основном с идеей возвращения в родные пенаты, то есть в Африку. В последствии эта идея трансформировалась в идею того, что Америка такой же дом для черного человека как и Африка.

В дальнейшем в связи с великой депрессией и Второй Мировой Войной идея равных свобод для негров не стояла на первом месте. Победа Советского союза в войне явилась катализатором для активности коммунистов в США. И хотя их грамотно придушили, они дали необходимый толчок, приведший к равным правам черного и белого человека.

Фактически активная борьба начинается в середине 50-х годов XX века с бойкота автобусных линий Монтгомери, что хорошо описано в статье Киселева В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые -60-ые гг.) и книге Мартина Лютера Кинга «Есть у меня мечта…». И если Киселев прекрасно обрисовывает фактическую сторону бойкота, то в книге Кинга, помимо этого присутствуют и нравственные аспекты бойкота.

Несомненно, важным является участие в борьбе за гражданские права студентов, как черных так и белых. Рост и становление движения отлично показаны в статье Тимошенко А.Г. и Косенко Е.И.[9] Рассматривая студенческие организации на протяжении всего двадцатого века они, безусловно, не обходят стороной и социальные факторы этого движения. Касательно студенческих организаций существует прекрасная книга Миллера У.Р.: Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие. Он раскрывает особенности участия студентов в борьбе за гражданские права наряду с деятельностью в этом Мартина Лютера Кинга.

Моя глава относительно сегрегации чернокожих в школах основывается преимущественно на книге Дэйзи Бейтс «Длинная тень Литл-Рока».[10] Важнейшим событием в прекращении сегрегации в школах является «дело Брауна» судебное заседание 1951 года опубликованное на Интернет - сайте laws.findlaw.com/us явилось серьезным подспорьем в моей работе.

Страницы: 1 2