Первое законодательное упоминание о ссылке политической[3] относится к 1582, но она практиковалась и ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. Местами ссылки политической в 16-17 вв. были окраины Европейской России, реже - Сибирь. В 18 в. на крепостные работы, заводы и рудники ссылали участников массовых народных выступлений. В период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей (П.А. Толстого - в Соловки, А.Д. Меншикова - в Берёзов и т.д.).

Массовый характер ссылка политическая приобрела после указов 1753-54, отменивших смертную казнь и вводивших взамен неё вечную каторгу[4].

В 1822 были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях", которые касались и ссылки политической.

В каждой губернии или области Сибири были созданы экспедиции о ссыльных при губернских или областных правлениях. С 1826 общий надзор за ссылкой политической осуществляло "Третье отделение". Во 2-й четверти 19 в. на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлены Декабристы и Петрашевцы. В 1831 в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания 1830-31.

Политические ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т.д. "Уложение о наказаниях" 1845 устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка как ссылка "по высочайшему повелению" (А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.).

В 1850-х гг. право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы - наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и др. В 1860-х гг. в ссылку политическую направлялись участники крестьянских волнений, деятели революционного движения 60-х гг. 19 в., участники Польского восстания 1863-64 (18623 чел). В 1867 в Восточную Сибирь были сосланы члены Ишутинского кружка (См. Ишутинский кружок), в 1870-80-х гг. - многочисленные участники народнических и народовольческих организаций, первые рабочие-революционеры, а начиная с конца 19 в. - члены марксистских кружков и организаций.

В период Революционной ситуации конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. правительство и местная администрация широко применяли административный ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиционного движения. За апрель 1879 - июль 1880 было сослано в административный порядке 575 лиц, из них 130 - в Сибирь.

"Положение о полицейском надзоре" 1882 лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на государственной или общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью. Произвол администрации вызывал протесты и выступления политических ссыльных (Якутская трагедия 1889, Якутский протест 1904).

Основными местами ссылки политической становятся Забайкалье (Карийская каторга, Нерчинская каторга), Якутская обл. (Якутская ссылка), Енисейская губерния (Енисейская ссылка), Иркутская губерния (Верхоленская ссылка), Томская губерния (Нарымская ссылка).

Страницы: 1 2

Идеологическая основа политической борьбы. Учение Томаса Гоббса
В основе действий Карла I лежала разработанная Томасом Гоббсом концепция абсолютизма. Он написал трактат в защиту королевской власти как раз в разгар политической борьбы и в начале революции вынужден был эмигрировать. В Париже он продолжил разработку своей философской системы и издал книгу с осуждением революции и гражданской войны, а п ...

Из воспоминаний  Ивана Якушина, декабриста.
Так было создано самое первое в России тайное общество ─ Союз спасения или Общество истинных и верных сынов отечества. Основной и ведущей, объединявшей будущих декабристов, была идея борьбы против царизма и крепостничества. В состав общества входили Александр Муравьёв, Сергей Трубецкой, Сергей Муравьёв-Апостол и его брат Матвей, Н ...

Социальные программы.
ДО 1905 г . В России не было «партии власти» и четко выраженной социальной программы. Власть не ощущала потребности ни в том , ни в другом : она просто царствовала, опираясь в основном на насилие над личностью и обществом. Историки наших дней увидели в этом вектор развития на весь xx век: не государство и общество для человека, а челов ...