Первое законодательное упоминание о ссылке политической[3] относится к 1582, но она практиковалась и ранее как в отношении простого народа, так и опальных бояр. Местами ссылки политической в 16-17 вв. были окраины Европейской России, реже - Сибирь. В 18 в. на крепостные работы, заводы и рудники ссылали участников массовых народных выступлений. В период дворцовых переворотов в ссылку отправляли опальных государственных деятелей (П.А. Толстого - в Соловки, А.Д. Меншикова - в Берёзов и т.д.).

Массовый характер ссылка политическая приобрела после указов 1753-54, отменивших смертную казнь и вводивших взамен неё вечную каторгу[4].

В 1822 были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях", которые касались и ссылки политической.

В каждой губернии или области Сибири были созданы экспедиции о ссыльных при губернских или областных правлениях. С 1826 общий надзор за ссылкой политической осуществляло "Третье отделение". Во 2-й четверти 19 в. на каторгу в Сибирь и в ссылку на Кавказ отправлены Декабристы и Петрашевцы. В 1831 в Сибирь на каторгу и в ссылку были отправлены тысячи участников Польского восстания 1830-31.

Политические ссыльные оказали большое влияние на развитие Сибири, способствовали распространению культуры, просвещения, изучению природных богатств и т.д. "Уложение о наказаниях" 1845 устанавливало ссылку как одну из важнейших мер наказания за преступления, как уголовные, так и политические. Кроме того, существовала и нередко применялась на практике административная ссылка как ссылка "по высочайшему повелению" (А.С. Пушкин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.).

В 1850-х гг. право ссылать в административном порядке по политическим мотивам получили некоторые местные администраторы - наместник Кавказа, виленский генерал-губернатор и др. В 1860-х гг. в ссылку политическую направлялись участники крестьянских волнений, деятели революционного движения 60-х гг. 19 в., участники Польского восстания 1863-64 (18623 чел). В 1867 в Восточную Сибирь были сосланы члены Ишутинского кружка (См. Ишутинский кружок), в 1870-80-х гг. - многочисленные участники народнических и народовольческих организаций, первые рабочие-революционеры, а начиная с конца 19 в. - члены марксистских кружков и организаций.

В период Революционной ситуации конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. правительство и местная администрация широко применяли административный ссылку в отношении деятелей революционного и оппозиционного движения. За апрель 1879 - июль 1880 было сослано в административный порядке 575 лиц, из них 130 - в Сибирь.

"Положение о полицейском надзоре" 1882 лишало ссыльных права передвижения, позволяло полиции производить обыски и контролировать их переписку. Ссыльные не могли находиться на государственной или общественной службе, заниматься адвокатурой и педагогической деятельностью. Произвол администрации вызывал протесты и выступления политических ссыльных (Якутская трагедия 1889, Якутский протест 1904).

Основными местами ссылки политической становятся Забайкалье (Карийская каторга, Нерчинская каторга), Якутская обл. (Якутская ссылка), Енисейская губерния (Енисейская ссылка), Иркутская губерния (Верхоленская ссылка), Томская губерния (Нарымская ссылка).

Страницы: 1 2

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...

Археологические съезды: основатели и цели
Разумеется, для рассмотрения моей темы нельзя не остановиться на собственно самих археологических съездах, истории их основания. Археологические съезды стали детищем Московского археологического общества, во главе которого стоял граф Алексей Сергеевич Уваров. Открывая первое заседание Московского археологического общества, граф Уваров ...

Кружок "ревнителей благочестия"
Церковные порядки середины XVII в. вызывали немало нареканий как у мирян, так и среди самого духовенства. Много нелепого было и в чине богослужения, например, многогласие, когда в целях сокращения церковной службы в храме одновременно читали евангелие, пели и произносили ектении или возгласы. Господствовало хомовое пении, при котором сл ...