Между сторонами возник торг по вопросу уплаты за убытки от концессии, который длился около полугода. ГКК выдвинул предложение уплатить фирме 2,5 млн. рублей, однако "Юнкерс" настаивал на сумме 3,5 млн. рублей.

Руководство наркомата обороны СССР заняло довольно жесткую позицию в отношении немцев и готово было поставить ультиматум, несогласие с которым оставляло право ГКК на одностороннее владение заводом, а разрешение спорных денежных претензий перенести в Третейский суд.

Переговоры о ликвидации концессии и переходе завода в собственность СССР были завершены лишь в 1927 г.

Давая общую оценку деятельности "Юнкерса", следует отметить, что даже неудачная работа немецкого концессионера оказалась далеко не бесплодной для развития советского авиастроения. Председатель ГКК в записке от 1 марта 1926 г., направленной в Политбюро, недвусмысленно отмечал: "Нами извлечены все чертежи и данные, как о строящихся в Филях самолетах, так и об организации производства. Этот материал нами положен в основу организации собственного производства металлических самолетов"[32].

Следует признать, что стремление западных авторов к преувеличению роли "Юнкерса" в советском авиастроении, несмотря на некоторую субъективность их оценок, не лишено определенного основания. Во-первых, хорошо известно, что в основу строительства первого советского бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4) в 1925 г. была положена цельнометаллическая конструкция с гофрированной обшивкой, применявшаяся "Юнкерсом" на бомбардировщике ЮГ-1 и других своих самолетах. Не случайно поэтому немецкая фирма пыталась возбудить судебное дело против ЦАГИ и А. Туполева, конструктора ТБ-1, обвиняя их в нарушении фирменных патентов на металлическое крыло.

Во-вторых, серийное строительство советского бомбардировщика было налажено в 1929-1932 гг. на том же заводе (ГАЗ N 22 в Филях), где в 1923-1925 гг. "Юнкерс" строил и продавал советским ВВС свои морские и сухопутные разведчики Ю-20 и Ю-21. Поэтому в той ситуации не использовать опыт немцев было бы по меньшей мере неблагоразумно[33].

Таким образом, использование производственного и конструктивно-технического опыта немецкой концессионной фирмы "Юнкерс" в Филях было типичным явлением для практики советского военно-авиационного строительства 20-х гг. В то же время этот опыт не имел определяющего значения для развития ВВС РККА, а лишь в известной мере способствовал становлению металлического самолетостроения в СССР.

Страницы: 1 2 3 

Правление Екатерины II
Став императрицей, Екатерина II (1762-1796) стремилась всемерно упрочить свою власть, устранив при этом влияние высшей чиновной аристократии и ее орудия - гвардии. Одним из первых шагов, направленных на укрепление ее положения на престоле стала реформа Сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством. В декаб ...

Политическая борьба на 2 этапе (1629 – 1640).
Война с Испанией и Францией требовала новых чрезвычайных расходов и, в то же время, влияние войны отрицательно сказывалось на торговле с континентом. В Лондоне ощущался застой в торговых делах, началась частичная безработица. Но Карлу I удалось уже в апреле 1629 г. заключить мир с Францией, в ноябре 1630 г. был заключен мир с Испанией. ...

Библиотека и конгресс сша
В силу самого статуса главным приоритетом Библиотеки является научное и информационное обслуживание Конгресса США. Это выражается как в первоочередном учете интересов и потребностей высшего законодательного органа, так и в том, что в Библиотеке действует Исследовательская служба Конгресса (Congressional Research Servise) - одно из самых ...