Заключение
Таким образом, русская культура в эмиграции продолжала традиции дореволюционной культуры.
Далеко не всегда политические мотивы играли решающую роль в отъезде. Многие бежали от невыносимых бытовых условий, другие следовали за друзьями и близкими, третьи считали невозможным продолжение своей профессиональной деятельности в Советской России. Большинство рассчитывали на скорое возвращение на родину. При всей пестроте судеб, взглядов, намерений, социального и имущественного положения русские эмигранты тяготели к общению. В эмигрантской среде господствовало представление о высокой культурной миссии российской эмиграции – сохранение и воспроизводство отечественной культуры. ``Охранение русской культуры'', русского языка, православной веры и русских традиций'' – так видели свою задачу эмигранты.
Оторванная от родной почвы физически, оказавшись в изгнании, эмигрантская интеллигенция душой и сердцем оставалась с Россией.
Усилиями русских эмигрантов за рубежом была создана выдающаяся ветвь нашей отечественной культуры, охватившая многие направления человеческой деятельности (литература, искусство, наука, философия, образование) и обогатившая европейскую и всю мировую цивилизацию. Национально-своеобразные ценности, идеи и открытия заняли достойное место в западной культуре в целом, конкретных европейских и других стран, где приложился талант русских эмигрантов.
Нет никаких сомнений в том, что русская интеллигенция культурно обогатила Европу. Народы всегда выигрывают от соприкосновения культур.
Но оглядывая события двадцатого века из века двадцать первого, мне кажется, что, обогатив зарубежную культуру, русская культура постепенно растворилась в ней. И сегодня правнуки русских эмигрантов даже не знают русского языка. Может быть, в этом и есть миссия – обогатив, раствориться.
[1] Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920–1970). Париж, 1971. С.12–13.
Государственная библиотека СССР им. В.И.
Ленина в 1945-1992 г.
Страна залечивала раны, нанесенные войной, восстанавливала разрушенное войной хозяйство, строилась. Наука, образование возвращались в условия жизни без войны. Библиотека продолжала выполнять важнейшую функцию информационного обеспечения всех направлений мирного развития страны. В читальных залах, по межбиблиотечному абонементу, через сп ...
Просвещение
Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений. То есть в годы царствования Александра I была создана система образования. Дети недворянского ...
Особенности развития аграрного сектора в Германии
Для развития аграрных отношений в Германии характерной была постепенная ликвидация феодально-крепостнических отношений. «Октябрьский эдикт» в 1807 г. в Прусии дал крестьянам личную свободу и право распоряжаться землей, оставил за юнкерами судебную и административную власть. По законам 1811, 1816, 1821 гг. крестьяне имели возможность вык ...