Итак, в данной работе постаралась доказать, что благодаря изучению письменных источников совместно с археологическими исследованиями русских дореволюционных, советских, а также современных ученых- археологов, антропологов, этнографов, геологов прослеживается точная и яркая картина территориальной принадлежности печенегов и половцев в эпоху средневековья, их обычаев, материальной культуры, обрядов захоронения- их сходство и различий.

Из историографии накопления археологического материала по средневековым кочевникам следует, что с каждым новым обнаружением того или иного археологического памятника археологи вносили неоценимый вклад в этническую, социально - политическую и экономическую историю кочевых племен.

Благодаря совместной же, слаженной работе некоторых исследователей, как средневековых авторов, так и современников, можно с уверенностью говорить о причинах миграции рассматриваемых мною племен.

Что касается материальной и духовной культуры кочевого общества, то благодаря все тем же письменным источникам средневековых авторов плюс современным археологическим исследованиям можно с уверенностью сказать, что археологические памятники времен печенегов и половцев представляют собой достаточно емкую источниковую базу для изучения этнической и социально-политической истории средневековых «рыцарей» степи.

Анализируя типологию вещевых комплексов и обряда погребения, можно бесспорно говорить о том, что в разные отрезки времени существовали определенные обычаи кочевников- как печенегов, так и половцев. При наличии и явном преобладании общих признаков, свидетельствующих о генетическом и этнокультурным родстве рассматриваемых памятников, указываются и существенные различия, которые зависели от образа жизни, язычества, принятие ислама, социальной и политической культуры кочевого общества.

[1] Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? (Взгляд археолога на древнею историю Южного Урала)- ТОО «Грань» - УНЦ РАН СПб., 1994г.

[2] Иванов В.А. Путями степных кочевий – Уфа: Башкнигоиздат, 1984г.

[3] Иванов В.А. Путями степных кочевий – Уфа: Башкнигоиздат, 1984г.

[4] Иванов В.А. Путями степных кочевий – Уфа: Башкнигоиздат, 1984г.

* Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакской времени на Южном Урале (ХII-ХIV вв.)- М.: Наука,1988г.

[5] Иванов В.А. откуда ты, мой предок? (взгляд археолога на древнею историю Южного Урала). ТОО «Грань» УНЦ РАН СПб, 1994.

[6] Иванов В.А. Путями степных кочевий.- Уфа, 1984г.

* Иванов В.А. Путями степных кочевий.- Уфа, 1984г

[7] Иванов В.А. Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале ХII-ХIV вв.- М.: Наука, 1988

[8] Плетнева С.А. Половецкие изваяния САИ. 1974.

[9] Руденко С.И. башкиры. Уфа: Гилем, 1998.

[10] Иванов В.А. Путями степных кочевий.- Уфа, 1984.

Конфликт светской и духовной власти
Пока поборники старых обрядов скитались по ссылкам, патриарх Никон пребывал в зените славы и могущества. Он сумел расширить свои права в деле назначения высших церковных иерархов. До него архимандритов ставились самим царем, теперь же это право патриарху. Обширная патриаршая епархия была государством в государстве, не подчиняясь, как др ...

Основные годы царствования
Увлечение числа крепостных крестьян посредством громадных раздач фаворитам и сановникам населённых имений, утверждение крепостного права в Малороссии всецело ложатся тёмным пятном на память императрицы. Не следует, однако, упускать из виду, что малоразвитость русского общества сказывалась в то время на каждом шагу. Так, когда Екатерина ...

Херсонес Таврийский
Название происходит от греческого слова "полуостров". Руины этого античного города расположены на окраине Севастополя. Херсонес основан в 422/421 г. до н.э. выходцами с Гераклеи Понтийськой. Еще раньше - в конце VI ст. до н.э.- здесь существовало небольшое ионийськое поселение. Херсонес - одно из трех больших античных северопр ...