Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".

Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки. ХХ век правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.

Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города.

Оценивая рост числа научных работников России в конце ХХ начале XXI веков, можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население будет заниматься наукой. В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,5 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов наук.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992). В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности. В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности; защиту национальных культур, культурных традиций народов России; общедоступность и др. Непрерывное образование

Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа «Век живи - век учись». Предтечей современных представлений о непрерывном образовании стали педагогические взгляды Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир - это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь - школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе».

Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

В 80-е гг. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непрерывного образования. Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.

Страницы: 1 2

Кольцо фронтов вокруг Советской республики
Еще в декабре 1917 г. Англия и Франция заключили договор о разделе юга России на зоны интервенции. В английскую зону входили Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия, во французскую — Украина и Крым. Тогда же боярская Румыния, за спиной которой стояла империалистическая Франция, оккупировала Бессарабию. В марте 1918 г. в Мурманске выс ...

Япония в V—VII вв
Наиболее древними обитателями Японских островов считаются предки современных айну — эбису. В начале нашей эры они жили на северо-востоке о. Хонсю. Их этническое происхождение до сих пор не выяснено, но некоторые исследователи убедительно доказывают их южное происхождение, связь с Малайей, Индокитайским полуостровом и островами современн ...

Рабство в США и его отмена
Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.[12] Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не б ...