В целом конституционные проекты декабристов явились результатом синтеза базовых составляющих социально-политических и правовых концепций эпохи Просвещения, а также осмысления их авторами исторического опыта американской и французской революций, наполеоновской диктатуры, военных восстаний в Испании, Италии и Греции в 1820—1821гг. В отличие от конституционных проектов правительственного либерализма того времени «Конституция» и «Русская Правда» содержали программу радикального социально-политического переустройства российского общества, предполагали отказ от попыток мирного реформационного взаимодействия с действующей властью и использование революционных методов изменения политической системы страны.

«Конституция» и «Русская Правда» написаны на одной идейной платформе, основоположником которой с полной уверенностью можно назвать П.И.Пестеля. Однако можно заметить расхождение в этих работах по целому ряду вопросов.

Пестель видел конечной целью республику, в то время как Муравьев предлагал конституционную монархию. Однако Муравьев на следствии признался, что в случае отказа императора от предложения стать конституционным монархом, было предусмотрено убийство царской семьи и введение республики. Муравьев оставался республиканцем вплоть до 1825г., подтверждая, что введение конституционной монархии было предложено в целях конспирации республиканских идей. Таким образом, можно утверждать, что по предлагаемой форме правления эти программы были схожи. Но следует уточнить, что Пестель намеревался строить республику через диктатуру, что представляется невозможным, т.к. диктаторское правление не может перейти в республиканское без потерь. В то время как Муравьев предлагал введение Временного революционного правительства, действующего во время работы Учредительного собрания. Но с точки зрения революционной исторической традиции нельзя не отметить, что, будучи более радикальным, проект Пестеля, на первых этапах революции мог оказаться более действенным именно благодаря введению диктатуры.

Следующее расхождение идей наблюдается по вопросу о территориальном устройстве. Пестель резко критиковал идею Муравьева о федеративной системе, не только в плане территориального устройства, но и в плане распределения и доступности власти. «У него, - писал Пестель о конституции Муравьева, - предполагался федеративный образ правления как в соединенных областях Америки. Это походило на древнюю удельную систему и потому пагубным казалось. Второе основание состояло в том, что права на должности в правлении и на участие в делах общих и государственных основаны были на богатстве <…>. Сия ужасная аристокрация богатств заставляла многих, и в том числе и меня, противу его конституции сильно спорить». Сам Пестель был сторонником унитарного государства, однако такая форма вряд ли может оказаться приемлемой для страны с большой территорией.

Несмотря на то, что оба автора были дворянами, ограниченность дворянского хода мыслей более заметна в работе Муравьева. Своей «Конституцией» он давал доступ в политику только обеспеченным слоям населения, беднейший слой не имел даже права голоса. Права гражданства получали тоже далеко не все, хотя сословия и отменялись. В проекте Пестеля не было установлено каких-либо цензов, кроме возрастного, для получения избирательного права, все получали право гражданства. Однако принципы построения новой политической системы, предложенные в проекте Муравьева, более адаптированы для российской действительности. Российский народ на том этапе исторического развития был политически не образован, и нельзя было ожидать, что простым провозглашением демократических свобод можно будет создать полноценное гражданское общество. И если при этом необразованный народ получит доступ к политике, это может привести к иным последствиям, таким, которых опасались декабристы, когда решили не привлекать к восстанию народные массы.

Страницы: 1 2

Подъем национально-освободительного движения
Для национально-освободительного движения царский манифест послужил мощным катализатором в борьбе за равноправие наций и ликвидацию национального гнета. Манифест был опубликован в разгар Всероссийской политической стачки. С 14 по 21 октября Вильно находился в руках рабочих. 16 октября восстали рабочие Ревели и национальные районы Поволж ...

Усиление политики насильственной русификации и христианизации в XVIII веке
XVIII век характеризуется дальнейшим усилением политики национального угнетения. В 1713 и 1720 гг. издаются указы Петра I, направленные на насильственную христианизацию татарского населения и предоставление существенных экономических и политических льгот для крещеных. Мусульмане и язычники были обложены дополнительными податями за право ...

Кровная месть у народов Кавказа
Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась ...