Окончание войны в Алжире.
Только в Алжире все еще шла война. Французские и алжирские ультраколониалисты требовали продолжение военных действий, а многие политики и часть крупой буржуазии (особенно нефтяные компании, заинтересованные в эксплуатации богатых нефтяных месторождений, открытых в Алжире в 1956-1958 гг.) склонялись к миру. На из сторону встал президент де Голль. На пресс-конференции 16 сентября 1959 г. он впервые публично заявил, что Алжир имеет право на самоопределение, реализовать которое де Голль намеревался через четыре года после окончания войны. Ультраколониалисты восприняли заявление де Голля как отречение от идее «французского Алжира», как измену. Когда 24 января 1960 г. президент отозвал из Алжира тесно связанного с ультраколониалистами бывшего председателя «Комитета общественного спасения» генерала Массю, они подняли мятеж, известный под названием «недели баррикад». Пользуясь сочувствием армейской верхушки, ультраколониалисты организовали демонстрации в защиту «французского Алжира», построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов алжирской столицы.
Действия алжирских ультраколониалистов встретили одобрение их французских единомышленников, в том числе и в правящих кругах. Один из основателей ЮНР, государственный министр Жак Сустель, выступил в поддержку мятежников. Он был выведен из состава правительства и исключен из ЮНР, после чего бежал из Франции и возглавил деятельность ультраколониалистов. К Сустелю присоединились около двух десятков депутатов БНР, бывший председатель Совета министров, лидер МРП Бидо, Пужад и его группа, ряд генералов и политиков. Заколебался даже премьер-министр Дебре, известный своей личной преданностью де Голлю.
Покончив с мятежом ультраколониалистов, французское правительство продолжило переговоры с Временным правительством Алжирской Республики. Они проходили во французском городе Эвиан и 18 марта 1962 г. завершились подписанием Эвианских соглашений. Алжир получил политическую независимость, а Франция временно сохранила военную базу в Алжире и преимущественное право на добычу нефти в Сахаре. Европейскому населению Алжира были обещаны гарантии безопасности, однако почти все оно (более 700 тыс. человек) предпочло переселиться во Францию.
Очередной референдум, проведенный де Голлем в апреле 1962 г., показал, что свыше 90% избирателей одобряет Эвианские соглашения. Их подписанием закончилась война в Алжире. Французская армии потеряла в этой войне около 25 тыс. человек убитыми, Алжир – более 1 млн.
Независимость Алжира означала конец колониальной империи. Под властью Франции сохранились только остатки ее прежних владений: Французское Сомали (с 1977 г. – независимая Республика Джибути) в Африке, Французская Гвиана в латинской Америке, несколько островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах, Французская колониальная империя распалась.
После подписания Эвианских соглашений ушел в отставку премьер-министр Дебре, сомневавшийся в правильности алжирской политики де Голля. Его сменил начальник личной канцелярии президента Жорж Помпиду, который играл важную роль во время переговоров с представителями Алжира.
Введение.
Понятие «Древний Восток» традиционно используется в науке для обозначения совокупности стран юго-западной, южной и восточной Азии, а также северной и северо-восточной Африки в соответствующий исторический период.
Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духов ...
Иркутские благотворители
В Иркутске замечательная буржуазия. Трапезниковы, Сибиряковы, Баснины, Пономаревы, Белоголовые. Они не признают грошей: дают сотнями тысяч. Связь с городом чувствуется живо. Пономарев составляет завещание: «Употребить все мое состояние (свыше миллиона рублей) единственно на пользу человечества, науки, искусства и не оставлять в полную с ...
Развитие культуры и просвещения в XVIII веке
Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.
В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Держ ...